Деятельность следователя связана с расследованием преступлений. Круг обязанностей этого юриста чрезвычайно широкий: он проводит анализ собранной информации, управляет работой оперативных сотрудников, возбуждает уголовное дело и направляет его на рассмотрение в суд. Если действия или бездействия сотрудника органов дознания нарушают ваши права, вы имеете право написать на него жалобу.
Основания для претензий
Наиболее распространенные причины для подачи жалобы на дознавателя включают:
- Отказ в возбуждении уголовного дела.
- Прекращение уголовного преследования без основательных причин.
- Нарушение правил проведения следственных действий.
- Оскорбление чести и достоинства гражданина.
- Нарушения порядка задержания граждан.
- Разглашение информации следствия.
- Отказ в рассмотрении заявления.
- Искажение фактов или неправильная трактовка событий.
Также можно жаловаться на следователя в том случае, если он намеренно затягивает процесс расследования.
Кто может жаловаться
Обжаловать действия следователя может любой участник уголовного процесса со стороны обвинения, защиты, а также лица, которое способствуют правосудию, в том числе:
- Должностные лица прокуратуры, следственного комитета, суда.
- Потерпевший, обвинитель, истец или их законные представители.
- Обвиняемый, подозреваемый, ответчик или защитник.
- Законные представители несовершеннолетних детей, которые участвуют в процессе.
- Свидетели, понятые.
- Эксперты, переводчики.
Правила составления
Действующим законодательством не предусмотрено строгих требований к форме и содержанию жалобы на следователя. Заявителю достаточно придерживаться общих правил делопроизводства:
- Лаконично излагать информацию.
- Избегать использования экспрессивной лексики.
- Обратить достаточное внимание обоснованию претензий, только обращения с неопровержимыми доказательствами будут рассмотрены в пользу заявителя.
- Если дознаватель выносил постановления, которые нарушают ваши права, их следует приложить к заявлению.
- Потребуется указать, какую законодательную норму следует применить в отношении должностного лица.
Право граждан на обжалование действий дознавателя закреплено в ст. 123 УПК РФ.
Руководителю следственного органа
Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте. В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.
Вместо заявителя подавать документ имеет право его законный представитель при наличии нотариальной доверенности.
Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:
- Название организации и/или ФИО адресата.
- ФИО, адрес и телефон заявителя.
- Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
- Дата и подпись.
При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.
В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.
Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.
Центральный аппарат Следственного комитета
Обратиться в центральный аппарат Следственного комитета можно одним из следующих способов:
- Записаться на прием к руководителю главного управления Следственного комитета.
- Подать претензию при личном обращении в приемную комитета по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3а.
- Направить заявление ценным письмом с уведомлением по адресу для письменных обращений граждан: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.
Для обращения граждан предусмотрено также несколько телефонных линий:
- 8-800-100-12-60 – по этому номеру вы можете сообщить о неправомерных действиях сотрудников Следственного комитета, в том числе о коррупционных проявлениях. Звонки бесплатны с любой точки России, линия работает круглосуточно.
- 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем. Прямая линия работает каждую первую и третью среду месяца с 14.00 до 19.00.
Обратиться в Следственный комитет можно с помощью Интернет-приемной по адресу http://sledcom.ru/#reception. При написании обращения следует учитывать, что не принимаются к рассмотрению обращения, которые содержат:
- нецензурную лексику;
- текст, написанный латинскими или заглавными буквами;
- неполный адрес заявителя;
- заявление без указания конкретных жалоб и предложений.
Жалобы, оформленные через Интернет-приемную, обрабатываются в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.06.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за следственными органами осуществляется прокурором. Это означает, что жалобы на представителя органов дознания можно подавать в прокуратуру, но только после того, как на обращение не поступило реакции со стороны руководителя следственного органа по месту жительства. Однако можно подавать жалобу в прокуратуру и одновременно с обращением к начальнику следственного отдела.
Прокуратура
Жалоба на действия или бездействия следователя в прокуратуру должна содержать такую информацию:
- Название структурного подразделения прокуратуры.
- ФИО заявителя, контактные данные.
- Описание действий/бездействий следователя, которые вы хотите обжаловать.
- Просьба о признании действий уполномоченного лица незаконными.
- Дата и подпись.
Скачать образец жалобы на следователя в прокуратуру можно по ссылке.
Обращение необходимо направлять в прокуратуру по месту проведения предварительного расследования.
Подать заявление следует в письменной форме одним из следующих способов:
- лично в руки секретарю.
- по почте.
Рассмотрение обращения проводится в срок до 3 (в редких случаях до 10) дней. Прокуратура не принимает повторные жалобы, поэтому в случае, если принятое решение вас не устроило, следует обращаться в вышестоящие подразделения.
Суд
Рассмотрение подобных исков проводится на открытом судебном заседании. Во время слушания дела в зале суда должны обязательно присутствовать истец или его законный представитель, а также следователь, действия которого обжалуются.
Судебный иск можно направить одним из следующих способов:
- Подать лично в канцелярию суда.
- Отправить ценным письмом с уведомлением о вручении по почте.
- Передать через своего законного представителя.
Правильно оформленный судебный иск должен содержать такую информацию:
- Наименование суда, в который подается исковое заявление.
- ФИО, адрес и контактный телефон истца.
- ФИО представителя, если заявление подается через него.
- Изложение обстоятельств, при которых были нарушены ваши права. Обоснование доказательствами.
- Указание требований.
- Дата и подпись.
Решением суда действия уполномоченного лица могут быть признаны неправомерными, а иск полностью или частично удовлетворен. Также судебный орган после рассмотрения дела может отказать заявителю в удовлетворении иска.
Законодательная база
При составлении жалобы на действия или бездействия следователя необходимо руководствоваться такими законодательными актами:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
- Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 N 2202-1.