На Государственную жилищную инспекцию Казани возложена функция по надзору за соблюдением норм профильного законодательства в сфере ЖКХ. Она контролирует деятельность предприятий и организаций, которые управляют многоквартирными домами, занимается выдачей лицензий и следит за качеством коммунальных услуг. Еще одно направление деятельности ГЖИ – это прием обращений от граждан, которые столкнулись с нарушением жилищного законодательства. В зависимости от ситуации Инспекция может провести проверку изложенных фактов, и по ее результатам выписать предписание об их устранении.
На что можно пожаловаться
Жители Казани часто недовольны качеством коммунальных услуг и их стоимостью. Они обращаются в ГЖИ Казани с требованиями отменить повышение тарифов или произвести замеры температуры горячей воды. Но, учитывая широкий круг полномочий такого Ведомства, к нему за помощью казанец вправе обратиться в том случае, если:
- один из жильцов многоквартирного дома произвел перепланировку квартиры без получения разрешения надзорного органа, что обернулось для других собственников серьезными последствиями (например, по фасаду здания пошли трещины);
- УК не соблюдает условия договора об обслуживании или лицензионные требования;
- не производится своевременное снятие показаний и обслуживание общедомовых счетчиков;
- возникли подозрения, что средства ТСЖ используются не по целевому назначению, ведется двойная бухгалтерия, а решения принимаются не в предусмотренном уставом порядке;
- придомовая территория находится в запущенном состоянии, не проводится плановая уборка и вывоз мусора;
- не соблюдаются требования пожарной безопасности;
- при возникновении аварийной ситуации отсутствовала должная реакция со стороны ТСЖ;
- придомовая территория была сдана в аренду, несмотря на протесты жильцов дома;
- не проводятся ремонтные работы мест общего пользования;
- УК или ТСЖ не предпринимает мер в отношении жильца, который своими действиями нарушает закон и т. д.
Как обратиться
Гражданин вправе на свое усмотрение выбрать способ подачи обращения. Если в документе не будет ошибок, мотивированный ответ он сможет получить через 30 дней после регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть продлен, но только после уведомления заявителя.
В ГЖИ Казани жалобу можно подать:
- Почтой России, направив документы и необходимые дополнительные материалы по адресу: г. Казань, ул. Б. Красная, д. 15/9. Если пересылка не будет осуществляться письмом с уведомлением, узнать, была ли принята жалоба можно по телефону +7(843)236-91-44. Звонки принимаются только в рабочее время.
- Электронной почтой. Адрес ГЖИ Казани в Интернете: tatgi@tatar.ru. Присланный таким образом документ будет зарегистрирован, только если в нем будет содержаться собственноручная подпись заявителя. Претензия должна быть отсканирована и прикреплена к электронному письму.
- Факсимильной связью. Номер для корреспонденции +7(843)36-91-44. С пересылкой факса могут возникнуть проблемы, если нужно передать большой объем материалов.
- В приемную, куда гражданин вправе лично обратиться в любой рабочий день. При себе он должен иметь составленную в письменном виде претензию, которая сразу будет зарегистрирована в системе учета.
- На личном приеме начальнику Инспекции или заместителю. График работы приемной: с 14.00 до 18.00. Но вручить документ должностному лицу можно только по предварительной записи.
- В Интернет-приемной https://gji.tatarstan.ru/priem.htm, где для подачи онлайн обращения придется заполнить небольшую форму. Если речь не идет о внеплановой проверке нарушителя, можно подать претензию без авторизации.
Порядок действий
Гражданину не стоит сразу обращаться в Государственную жилищную инспекцию Казани. Если он не попытается сначала решить вопрос без участия надзорного органа, ему могут отказать в рассмотрении претензии. В связи с этим на первом этапе заявитель должен подать письменную жалобу непосредственному нарушителю (например, ресурсосберегающей организации или управляющей компании) и дождаться мотивированного ответа о перспективах удовлетворения своих требований. В документе рекомендуется упомянуть о своем намерении пожаловаться на нарушителя в ГЖИ, что может поспособствовать урегулированию вопроса.
Если полученный ответ не удовлетворит гражданина, или он не будет предоставлен в обозначенный законом срок, необходимо обратиться в Инспекцию Казани. Для этого придется:
- Организовать инициативную группу жильцов, которые тоже недовольны действиями нарушителя (например, плохим качеством отопления или отсутствием ремонта в подъезде). При наличии такой поддержки будет проще добиться реакции надзорного органа. В этом случае составляется коллективная жалоба с указанием данных всех граждан.
- Собрать доказательства, указывающие на нарушение закона. Здесь все зависит от того, в какой ситуации оказался гражданин. Например, если это нарушение пожарной безопасности, то к жалобе можно приложить фотографию заваленного мусором аварийного выхода. ГЖИ Казани также стоит передать копию полученного ответа от нарушителя или копию направленной ему претензии (если он не ответил по факту обращения).
- Составить и подать жалобу, соблюдая все требования и нормы профильного законодательства. В зависимости от выбранного варианта подачи, это можно сделать в письменном или электронном виде. Если в тексте будут обнаружены ошибки, для повторной подачи придется внести соответствующие правки.
- Дождаться решения ГЖИ. Как правило, оно принимается в течение 30-ти дней. Но если Ведомству потребуется заключение определенного специалиста, результаты экспертизы или дополнительная информация из другого надзорного органа, срок рассмотрения документа может быть продлен еще на 30 дней.
- Получить решение заранее указанным способом (к примеру, по почте). После этого важно проследить, чтобы нарушитель выполнил выписанное ему предписание.
Как составить жалобу
Достаточно одной ошибки или неточности, чтобы ГЖИ отказала в рассмотрении полученной жалобы. Несмотря на то, что для повторной подачи достаточно внести необходимые правки, это отразится на сроке принятия решения. А в этом не заинтересован гражданин, которому необходима помощь надзорного органа.
Чтобы в трехдневный срок документ был зарегистрирован в качестве входящей корреспонденции, важно правильно его составить, указав следующую информацию:
- данные получателя (точное название Ведомства, адрес);
- если обращение подается конкретному специалисту, придется написать его должность и ФИО;
- данные заявителя (контактные сведения, ФИО, почтовый адрес);
- информация идентификационного характера (к примеру, где находится дом, в котором возникла аварийная ситуация, в какой квартире была утечка, название управляющей компании, номер ее лицензии и т. д.);
- описание ситуации (при каких обстоятельствах были нарушены нормы жилищного законодательства, кто участвовал в конфликте, как развивались события, был ли достигнут какой-либо промежуточный результат и т. д.);
- предпринимались ли попытки решить вопрос с нарушителем без привлечения надзорного органа;
- ссылка на правовые акты и законодательные нормы, подтверждающие обоснованность требований заявителя;
- перечень требований;
- список дополнительных приложений;
- дата, подпись (если жалоба подается группой лиц, то каждый из заявителей обязан собственноручно подписать документ).
Жалоба на председателя ТСЖ
Председатели товариществ не всегда отстаивают интересы собственников жилья. Они злоупотребляют своими должностными полномочиями, используют деньги не по целевому назначению и принимают важные решения без согласования с другими жильцами или правлением. Любое нарушение действующих правовых норм председателем ТСЖ – это основание для обращения в ГЖИ Казани. Но сначала рекомендуется попытаться урегулировать вопрос на общем собрании товарищества, которое будет запротоколировано в предусмотренном законом порядке. Кроме того, стоит заручиться поддержкой правления ТСЖ, члены которого могут помочь пресечь нарушение закона.
Если обращение в надзорный орган – это единственная возможность защитить свои права и интересы, гражданину потребуется составленная в письменном виде жалоба. В ней он должен будет указать:
- точные реквизиты сторон;
- адрес дома, в котором возникла конфликтная ситуация;
- идентификационные данные товарищества;
- ФИО председателя, который нарушает закон;
- в чем состоит суть обращения (при каких обстоятельствах возник конфликт, по каким фактам можно судить о нарушении, в чем это выражено и т. д.);
- была ли подана претензия ТСЖ, какой ответ был получен;
- была ли достигнута какая-либо договоренность, проведено внеочередное собрание правления или жильцов;
- выдержки из законов, которые не были соблюдены председателем;
- перечень выдвинутых требований (провести проверку предоставленных фактов, пресечь нарушение закона, выписать предписание, сообщить о результатах и т. д.);
- список предоставляемых приложений, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации;
- дата и подпись (если жалоба подается коллективно – подписи всех жильцов).
Вопрос-ответ
Вопрос: В доме организовано товарищество. По состоянию на 1 сентября отдельные собственники задолжали крупную сумму средств по коммунальным платежам. В итоге в дом приостановлена подача электричества. Как следствие, не работают насосы, и отсутствует вода. Что делать пострадавшим?
Ответ: В отличие от ситуации с водой или отоплением, отключить должника от электросети технически несложно. Но, видимо, поставщик услуг решил пойти по другому пути, чтобы быстрее вернуть долг. Подобные методы работы – это нарушение прав ответственных потребителей. ТСЖ обязана обратиться в ГЖИ Казани с требованием разобраться в сложившейся ситуации.
Вопрос: Было принято решение сменить УК, которая должным образом не выполняла свои обязанности. Но после перехода в другую компанию жильцам продолжают поступать квитанции от предыдущей УК. Кому следует платить и как разобраться в этом вопросе?
Ответ: Лучше обратиться за разъяснениями в Государственную жилищную инспекцию Казани, которая пояснит, кто по договору осуществляет управление многоквартирным домом. Возможно, при переходе не были соблюдены определенные юридические требования, и по факту объект числится за предыдущей УК.
Вопрос: Собственник одной из квартир выполнил незаконную перепланировку. После его ремонта в подъезде по стенам пошли трещины. По этому факту было подано обращение в ГЖИ, по результатам рассмотрения которого было выписано предписание вернуть помещение в первоначальное состояние. Но, судя по всему, собственник квартиры проигнорировал это предписание. Что делать в такой ситуации?
Ответ: Отказ от исполнения предписания ГЖИ Казани – это повод обратиться в Администрацию города. Она в свою очередь подаст на домовладельца в суд и добьется принудительного выполнения выданного предписания.
Видео: В Казани сносят аварийный дом, не отселив жильцов
Законодательная база
При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:
- ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).
- ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 09. 07.2018г. N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018).