Практически все денежные операции осуществляются через банки. Если в процессе взаимодействия права потребителя нарушаются, гражданин может требовать их восстановления или получения денежной компенсации.
Чтобы привлечь банковское учреждение к ответственности, необязательно сразу идти в суд. Можно попытаться урегулировать спор в досудебном порядке, обратившись в надзорные органы, которые контролируют деятельность финансовых организаций.
Как обманывают мошенники?
Потребители финансовых услуг могут сталкиваться с мошенниками, которые прикрываются брендами известных банков. На слуху постоянно громкие случаи, когда гражданину звонит сотрудник службы безопасности и просит перевести деньги на «безопасный» счет. Но даже подкованные граждане иногда оказываются обмануты.
Разберем популярные уловки аферистов.
Заявляют о несанкционированном списании денег со счета/карты или о сомнительной операции
Злоумышленники звонят и выдают себя за работников службы безопасности банка или сотрудников правоохранительных органов. Заметить подмену официального номера не всегда просто: преступники переставляют цифры местами или заменяют одну из них. Особенно трудно заподозрить уловку, если предварительно приходит SMS-сообщение, в котором говорится о незаконном списании.
Приемы обмана могут быть разными: якобы кто-то хочет привязать карту к другому номеру телефону или пытается оформить кредит в данный момент на гражданина или его родственника, или заходит в личный кабинет из другой страны. Цель одна — выведать у клиента банковские данные.
Позвонив человеку, «сотрудник» начинает торопить, чтобы работать на опережение и якобы не дать мошенникам перевести деньги. А для этого нужно назвать одноразовый код, который придет в сообщении, или кодовое слово.
Как вариант в процессе звонка могут попросить:
- установить стороннее приложение для лучшей защиты;
- снять денежные средства в банкомате и перевести их на «безопасный»/резервный счет.
Известны случаи, когда людям даже вызывали такси до ближайшего банкомата. Это повышает доверие, и в надежности «сотрудника» перестают сомневаться.
Человек на другом конце провода говорит уверенно, как настоящий работника банка и может назвать персональные данные, обратиться по имени и отчеству. Объясняется это просто: мошенники заранее готовятся, взламывают или воруют базы данных, собирают конфиденциальную информацию о гражданах.
Подделывают официальные сайты банков
Клиенты вводят название банка и в поисковой выдаче, помимо официальной страницы, видят фальшивые сайты. Невнимательный гражданин может не заметить разницы или в процессе быстрого скроллинга нажать на похожую страницу. Если ввести личные данные, то они окажутся у аферистов.
Хотя большинство клиентов пользуются мобильными приложениями, тем не менее, риск попасть на фишинговый сайт сохраняется.
Рассылают поддельные сообщения
В SMS-сообщении говорится, что с целью безопасности была заблокирована карта. Якобы последняя проведенная операция показалась подозрительной. Тут же указан номер телефона, на который можно перезвонить, узнать подробности и отменить транзакцию.
Гражданин перезванивает и сообщает мошенникам номер карты и CVV-код. Деньги списываются с карты.
Еще схема: на карту пришел перевод, и чтобы его получить, нужно перейти по ссылке из сообщения.
Предлагают социальные льготы
Мошенники представляются сотрудниками банка и предлагают оформить кредит или займ на выгодных условиях. Иногда снизить ставку по действующему кредиту.
Гражданину предлагают проверить, положена ли ему льгота, и на какую сумму можно рассчитывать. Всё, что нужно — сообщить данные паспорта, банковской карты и номер телефона, к которому она привязана.
Куда жаловаться на мошенников
Мошенничество — уголовное преступление, поэтому необходимо обращаться в правоохранительные органы. Лучше не медлить, воспользоваться интернетом и написать заявление на сайте МВД — https://мвд.рф/request_main. Среди всех подразделений нужно выбрать «Управление «К», которое занимается киберпреступлениями.
Можно действовать по старинке и прийти в отделение по месту жительства.
В заявлении необходимо описать преступление и оставить контактные данные. Желательно приложить доказательства, ели они имеются (подойдут даже скриншоты). О дальнейших действиях сообщит следователь.
Куда жаловаться на прочие нарушения
Банковские учреждения заинтересованы в мирном урегулировании конфликтной ситуации, поэтому обратиться в техподдержку банка или позвонить в контактный центр — это первый шаг гражданина. Нельзя забывать про человеческий фактор: ошибка могла быть непреднамеренной, и руководство отделения быстро разрешит проблему.
Перечень жалоб, с которыми обращаются клиенты:
- одностороннее изменение договора;
- передача долга третьим лицам (если запрещено условиями договора);
- блокировка карты без оснований;
- навязывание дополнительных услуг;
- отказ в возвращении комиссии или страховки;
- скрытые платежи;
- разглашение персональных данных;
- сбой в работе банкомата;
- платные SMS-рассылки и т.д.
Банк
На официальных страницах банковских учреждений есть контактные данные: телефон горячей линии, электронная почта — по этим каналам можно устно связаться с банком или отправить письменную претензию. Например, у Сбербанка работает несколько номеров горячей линии (900 — с мобильного телефона, +7 495 500-55-50 — для звонков по всему миру), а также онлайн-чат.
При серьезных нарушениях можно написать претензию руководству, например, если сотрудник банка нагрубил или не предоставил всю информацию об условиях кредита. Другой вариант — договориться на личную встречу с представителем организации или руководителем подразделения.
Что обязательно должно присутствовать в жалобе:
- «Шапка» документа — указываются данные заявителя (ФИО, контактный телефон, email, адрес прописки или проживания), а также ФИО должностного лица и наименование организации, куда направляется обращение.
- Заголовок — фраза «Жалоба» или «Заявление» посередине строки.
- Суть проблемы — тест излагается в деловом стиле, понятным языком, кратко и без лишней информации. Не допускаются экспрессивные высказывания и нецензурные выражения.
- Требования — указываются варианты решения проблемы и при необходимости просьба сообщать о ходе проверки.
- Приложение — прикладываются материалы (документы, фотографии, аудио- и видеозаписи), которые являются доказательствами слов гражданина и подтверждают нарушение его прав.
- Дата и подпись заявителя.
Готовые образцы заявлений можно найти на нашем сайте или воспользоваться помощью дежурных юристов. Они помогут с формулировками и перечнем законодательных актов, на которые можно ссылаться в заявлении.
Центральный банк
Центробанку подчиняются все финансовые учреждения страны, контролируют и регулируют их деятельность. Поэтому жаловаться в орган стоит во всех конфликтных ситуациях с банком: при блокировке счета, неправомерном списании денег с карты, технических проблемах, связанных с интернет-банком, неквалифицированном обслуживании и т.п.
Как связаться с организацией:
- позвонить на горячую линию — 8 800 300-30-00 или 300;
- принести претензию в Общественную приемную (для жителей столицы) — по адресу г. Москва, пер. Сандуновский д.3 стр.1;
- отправить электронное обращение на сайте — https://cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint;
- прийти на личную встречу с представителем организации (предварительно записаться);
- отправить заказное письмо через почту или курьера.
Роспотребнадзор
Надзорный орган принимает заявления, касающиеся нарушения прав потребителей. Основания для подачи жалобы разные:
- нарушение условий клиентского договора;
- предоставление неполной информации;
- наличие скрытых комиссий;
- навязывание услуг (например, страховки);
- антисанитарные условия в банковском учреждении.
Подать заявление можно в письменной или электронной форме. На выбор один из способов:
- отправить почтой в местное подразделение — нужный адрес можно найти на сайте https://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php;
- написать на электронный адрес — depart@gsen.ru;
- воспользоваться интернет-приемной на сайте — https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
Кто не желает тратить время, могут позвонить на горячую линию, задать вопрос и оставить устную жалобу — 8-800-100-00-04.
Пример: житель Саратова подал жалобу на банк из-за мелкого шрифта в договоре, ведь он не смог прочитать условия. Роспотребнадзор в ходе проверки согласился с жалобой и оштрафовал банк на 10 тыс. руб.
ФАС
Федеральная антимонопольная служба контролирует требования правовых документов в сфере рекламы и конкуренции. Например, банк предложил гражданину пониженную ставку по займу, делая ее самой выгодной в сравнении с другими финансовыми организациями. Однако после заключения договора условия были изменены.
Другие поводы для обращения: СМС-рассылка со спамом, навязывание страховки или неполное предоставление информации об условиях кредитования.
Способы обратиться в ФАС:
- в электронной форме на сайте — https://fas.gov.ru/approaches/new;
- в письменной форме через почту — список территориальных органов и их сайтов https://fas.gov.ru/units.
Пример: в Челябинске житель пожаловался на SMS-рассылку, от которой он отказался, но она продолжала приходить. ФАС открыла дело в связи с нарушением рекламного законодательства.
Прокуратура
При любом обращении в надзорный орган лучше предварительно собрать доказательства, которые подтвердят достоверность слов. Например, в случае угроз, которые поступают от службы взыскания долгов, необходимо записать разговоры на диктофон, сохранить СМС-сообщения, выписки и оповещения.
Подать жалобу можно следующим образом:
- написать письмо и отправить почтой по адресу регионального подразделения — список https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/structure/structure-divisions/search-regional-proc;
- оставить электронное обращение на официальном сайте Генеральной прокуратуры — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf;
- написать заявление и бросить его в ящик «Для обращений и заявлений» у здания прокуратуры по месту жительства или прописки.
Суд
В судебную инстанцию лучше идти, когда другие методы воздействия не сработали, ведь процесс может затянуться на месяцы. Обращаться с иском можно в ситуациях, когда банк не возвращает переплату по кредиту, подключил услугу незаконным способом, не предоставил кредитные каникулы (если они положены по закону) или взял комиссию с заемщика.
Несколько способов предоставить заявление судье:
- отдать секретарю в канцелярии;
- отправить через сайт суда;
- воспользоваться почтой или услугами курьерской службы.
Заявление подается в судебную инстанцию по месту проживания: в районный или мировой суд. Если сумма иска не более 100 тыс. руб., то нужно обращаться к мировому судье. Всё, что выше по сумме, — в районный суд. Другие правила при денежных спорах: уже при сумме свыше 50 тыс. руб. заявление подается в районную судебную инстанцию.
Как написать жалобу на:
- Сбербанк
- ВТБ
- Альфабанк
- Банк Москвы