Граждане РФ имеют право отстаивать свои интересы в различных государственных органах и инстанциях (ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан»), в том числе и в Следственном комитете (СК), который уполномочен рассматривать определенные виды жалоб.
Причины обращения
По статистике граждане обращаются в СК по следующим причинам:
- В обвинительном приговоре содержатся недостоверные и непроверенные факты, доказательства по которым небыли предоставлены.
- На стадии досудебного расследования нарушены условия неразглашения личных данных участников процесса.
- Следственные действия выполнялись с нарушением норм УПК РФ.
- Выявлены признаки мошенничества в действиях должностных и других лиц.
- Отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевшего.
- Превышение служебных полномочий со стороны полицейских.
- Неправомерные действия работодателя – задержка заработной платы в течение трех месяцев и более.
- Бездействие или невыполнение прямых обязанностей судебным приставом.
- Неправомерные действия судьи.
Жалобу в СК можно подавать и при совершении других действий в отношении потерпевших, имеющих признаки преступления.
Кто может жаловаться
- Обвиняемый, подозреваемый, ответчик и их защитники.
- Потерпевший, обвинитель, истец или их представители.
- Понятые и свидетели.
- Должностные лица суда и правоохранительных органов.
- Переводчики и эксперты.
- Законные представители несовершеннолетних, участвующих в процессе.
Как подать жалобу
Законодательством установлены следующие способы подачи заявлений:
- Личное посещение местного отделения СК.
- Личное обращение в приемную центрального аппарата СК по адр.: Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3-а.
- Отправка письменного обращения по адр.: 105005, г. Москва, пер. Технический, д. 2.
- По номеру телефона горячей линии: 8-800-100-12-60 или 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем комитета. Прямая линия доступна каждую 1-ю и 3-ю среду месяца с 14:00 до 19:00. Все телефонные звонки записываются.
- Через интернет-приемную на сайте: sledcom.ru/reception.
Приказ ведомства № 17 устанавливает единый срок рассмотрения жалоб граждан – 30 дней с момента регистрации. Период ответа на парламентский запрос – 15 дней с момента регистрации.
Как написать жалобу в отношении следователя
Заявления на следователей пишутся в случае грубых нарушений норм УПК РФ в ходе досудебного расследования, мошеннических действий, служебного подлога, халатного отношения к выполнению своих обязанностей и т.д.
В процессе написания обращения нужно руководствоваться следующими правилами:
- Суть излагается понятно и лаконично.
- Информация, отраженная в документе, подкрепляется ссылками на законодательные акты, подтверждающие факт совершения неправомерных действий.
- Для электронных обращений число знаков в тексте не должно превышать 5000, а максимальный объем памяти файла – не более 5 Мб.
Скачать образец
Скачать образец жалобы в следственный комитет на следователя
Документ состоит из следующих блоков:
- Вводная часть – указываются полные реквизиты получателя в лице следственного органа и заявителя.
- Описание – подробное изложение фактов, которые стали причиной обращения, с указанием ссылок на статью УПК РФ.
- Прошение – просьба о рассмотрении обращения и принятия мер в соответствии с законом.
- Список прилагаемых документов – все факты, указанные в заявлении, должны подкрепляться документально. В противном случае СК может отказать в рассмотрении.
Как написать жалобу на полицейских
В случае превышения полномочий и установленных ограничений в ходе выполнения служебных обязанностей, граждане могут написать жалобу на действия полицейских, в том числе и в Следственный комитет.
Скачать образец
Общие требования по написанию идентичны заявлениям, которые пишутся по факту неправомерных действий следователя. В документе также подробно описываются обстоятельства, которые предшествовали противоправному поступку со стороны полицейских.
В ходе составления претензии акцент делается на статьи 3-ФЗ «О полиции», где предусмотрена служебная инструкция работы полицейских.
Как написать жалобу на работодателя
Заявления о нарушениях трудового законодательства рассматриваются СК не так часто, но при поступлении таких обращений представители комитета обязаны на них реагировать. В большинстве случаев в СК направляются коллективные жалобы с претензиями к работодателю о систематических превышениях должностных полномочий и невыплаты заработной платы.
Скачать образец
Скачать образец жалобы в следственный комитет на работодателя
В процессе написания бумаги подробно излагается суть обращения. При необходимости можно проконсультироваться с юристом, если нет четкого понимания, как правильно составить документ. Заявителям нужно помнить, что в случае указания в документе недостоверных данных, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ.
Как написать жалобу на судью
Судья – обособленный участник уголовных и гражданских процессов, обладающий неприкосновенностью. Но если он совершает преступление или правонарушение, то также может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности через снятие с судейской неприкосновенности (ФЗ-3132-1«О статусе судей РФ»).
Процедура сложная, поэтому для ее проведения претензия со стороны потерпевшего должна быть обоснованной и подкрепляться доказательственной базой. Один из вариантов привлечения судьи к ответственности – жалоба в Следственный комитет. Ведомство имеет право осуществлять следственные действия в отношении судей, но решение о возбуждении уголовного дела принимается только председателем комитета.
Скачать образец
Документ также состоит из вводной, описательной, просительной части и приложения, в котором указываются прилагаемые документы. Срок рассмотрения стандартный – 30 дней.
Отказ в принятии жалобы в СК
В принятии обращения может быть отказано:
- при отсутствии в отраженных фактах состава преступления;
- заявление не может быть рассмотрено СК, поскольку это не входит в компетенцию органа – в таких случаях делается пояснение о том, какое ведомство вправе рассматривать подобные документы;
- грубое и агрессивное поведение заявителя или нахождение в состоянии алкогольного опьянения.
Даже в случае принятия документа к рассмотрению, результат для заявителя может быть как положительным, так и отрицательным. Если решение СК не устраивает гражданина, он вправе обращаться в вышестоящие инстанции или направить исковое заявление в суд.