Согласно ст. 37 ГК РФ, собака — объект имущественных прав человека, а потому её действия полностью попадают в сферу его ответственности. Такое положение вполне логично и обосновано, ведь поведение питомца во многом зависит от намерений и обязательности хозяина. Агрессия, шум и продукты жизнедеятельности «меньших друзей» не должны приносить неудобств окружающим, нарушая их права на комфортную и безопасную жизнь. Поэтому за беспечность и неумение своевременно оценить не поддающуюся контролю ситуацию, «собачник» должен понести наказание в виде административной или даже уголовной ответственности. И самым подходящим инструментом здесь станет жалоба, направленная нужному адресату.
Роспотребнадзор
Одна из основных задач службы — проследить за соблюдением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому, если собака является потенциальным источником опасности вследствие ненадлежащего ухода за ней, неравнодушный гражданин может уведомить об этом Роспотребнадзор.
К нарушениям санитарно-эпидемиологического благополучия можно отнести:
- ненадлежащее состояние животного (явные признаки заражения паразитами, крайне неухоженный, запущенный внешний вид);
- наличие опасного заболевания (бешенство, токсоплазмоз, стригущий лишай, лептоспироз и другие);
- повышенный уровень шума, производимого собакой.
Первая инстанция для жалоб в Роспотребнадзор — это его территориальные органы. В каждом субъекте Российской Федерации имеется Управление службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ознакомиться с их почтовыми адресами и официальными веб-страницами можно по ссылке http://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php.
Жалоба на противоправные действия хозяев собак может быть направлена:
- Лично. С заранее подготовленным письменным обращением можно явиться по адресу территориального органа в соответствии с графиком работы компетентных специалистов или общественной приёмной (информацию можно узнать на официальных сайтах Управлений).
- По почте. Предпочтительно отправлять жалобу заказным письмом с услугой уведомления о вручении адресату — так отправитель будет уверен о прибытии письма по назначению и будет знать точно дату, от которой исчисляется срок, отведенный законом на рассмотрение обращений граждан*.
* — в соответствии с положениями ФЗ № 59-ФЗ, срок на рассмотрение обращений компетентными госорганами составляет 30 дней с момента регистрации.
Можно также попытаться урегулировать вопрос через вышестоящую инстанцию — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Для этого необходимо посетить общественную приёмную центрального аппарата, в дни, когда организацией работы в ней занимаются сотрудники компетентного отдела.
Полезная информация:
- Попасть на приём к специалистам Управления санитарного надзора можно по вторникам, с 13:00 до 16:00, к сотрудникам Управления эпидемиологического надзора — по пятницам, с 10:00 до 13:00.
- Адрес Федеральной службы: г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.
- Любую интересующую информацию можно уточнить по телефону: +7 (499) 973-26-90.
Требования к написанию
Письменная жалоба излагается на бумажном носителе рукописным или печатным способом. Основное требование относительно этого пункта — разборчивость и аккуратность. Причём касается это не только особенностей почерка заявителя, но и качества напечатанных символов — они не должны быть расплывчатыми или нечёткими. Наличие на бумаге посторонних элементов, затрудняющих прочтение текста, является основанием для отклонения обращения.
Содержание заявления должно быть чётко структурировано и содержать всю необходимую информацию о проблеме:
- Вводная часть — полное официальное наименование госоргана (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или Управление службы в отдельном субъекте РФ), ФИО заявителя, его контактный адрес, телефон.
- Основная часть — суть правонарушения и цель обращения, важные уточняющие обстоятельства, предложения по решению проблемы.
Жалоба подписывается лицом, от имени которого она была составлена. Также в обязательном порядке указывается дата подачи.
Электронная приёмная
На базе официальных веб-порталов Роспотребнадзора (центрального аппарата и территориальных органов) работает сервис электронной подачи обращений. Он един для всех структур службы и расположен по ссылке http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Если жалоба подаётся в Управление в субъекте, просто нужно выбрать соответствующее значение строки «В какое подразделение Роспотребнадзора направить обращение?».
Перед отправкой жалобы заявителю нужно будет определиться с ожидаемым результатом её рассмотрения.
Если цель обращения — организация выездной инспекции, оценивающей наличие и степень угрозы жизни, здоровью человека и состоянию окружающей среды, пользователю необходимо перейти по ссылке http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/oper_auth_need/. При этом происходит авторизация через систему идентификации и аутентификации ЕСИА, а в частности — через портал Госуслуги, где у заявителя должен быть создан подтвержденный аккаунт с внесёнными личными данными.
В случае, когда жалоба носит информационный характер или в ней не содержится требование о проведении внеплановой проверки, для её подачи подойдёт упрощённая электронная форма — http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/oper_msg_create/. Чтобы получить доступ к созданию обращения, здесь не требуется авторизации — достаточно ввести необходимые сведения о себе в соответствующие поля формы.
Окно для заполнения в обоих случаях выглядит идентично.
Только при входе через ЕСИА некоторые данные будут введены автоматически.
Орган самоуправления в сфере ЖКХ
Жалоба на возникновение обстоятельств, препятствующих комфортному проживанию в многоквартирном доме или частном коттеджном поселке, может быть направлена на имя Управляющей компании или ТСЖ. Уполномоченный представить организации обязан отреагировать на нарушение, если в Уставе ТСЖ или договоре между жильцами и УК прописаны обязанности:
- по обеспечению и поддержанию санитарно-эпидемиологических норм жилья;
- по соблюдению прав домовладельцев на тишину, отдых и благополучное времяпровождение на территории ответственности органа самоуправления.
В его компетенцию входит предупредительная беседа с правонарушителем и, в случае неудачи, содействие в решение проблемы посредством обращения в органы внутренних дел и другие уполномоченные инстанции.
Жалоба составляется в простой письменной форме, в соответствии с общими принципами составления обращений, которые приведены в качестве рекомендаций для написания заявления в Роспотребнадзор.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
В случаях, когда внешний вид и поведение собаки явно свидетельствует о наличии заболевания, потенциально опасного для человека или других животных, а хозяин упорно не хочет этого замечать, жалоба подаётся в Россельхознадзор. Сначала уведомление следует направить в местный орган ветеринарного надзора.
Контакты государственных инспекций по ветеринарному надзору можно узнать в Управлениях Россельхознадзора. У каждого из них есть официальный сайт, на котором представлены контактные данные территориальных инспекций, а недостающую информацию всегда можно уточнить по телефону.
Чтобы найти порталы территориальных управлений, необходимо перейти на основной сайт Россельхознадзора http://www.fsvps.ru и выбрать соответствующее ТУ в строке под наименованием органа. Или проследовать по электронному адресу: http://www.fsvps.ru/fsvps/contacts.
Жалоба подаётся согласно регламенту ТУ: при личном визите в орган надзора или почтовым отправлением.
Центральный аппарат службы, в свою очередь, предлагает 3 способа подать жалобу:
- По почте — 107139, Москва, Орликов переулок, 1/11.
- На электронный ящик — info@svfk.mcx.ru.
- Через виртуальную приемную — http://www.fsvps.ru/fsvps/ereception/addComplaint.html. Предлагается заполнить простую форму с минимумом контактных данных.
Полиция
Взаимодействие с органами внутренних (жалоба в полицию) дел начинается с обращения к его участковому уполномоченному.
Можно составить заявление так:
Или так (обратите внимание на «шапку» обращения):
Но лучше постараться узнать ФИО хозяина проблемного питомца, адрес его проживания и указать полученные сведения в заявлении. Так у участкового появится больше шансов определить правонарушителя и провести с ним воспитательную беседу на тему административной и уголовной ответственности на основании ст. 1079 ГК, ст. 6.3 КоАП и ст. 118 УК РФ.
Важно помнить, что даже ещё не совершенный акт нападения непредсказуемого животного не определяет её как безосновательную. Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ, «Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Впрочем, если полиция и посчитает данную жалобу лишённой законодательной основы, заявитель может смело переквалифицироваться в истца и начать судебное разбирательство уже не только против «собачьего произвола», но и против бездействия сотрудников полиции.
Прокуратура
Прежде, чем обратиться в гражданский суд, рекомендуется подвергнуть обжалованию все подмеченные по ходу разрешения проблемы правонарушения в прокуратуре. Орган госнадзора за соблюдением закона, если не привлечет нарушителя к административной ответственности, то проведет предварительную проверку и перенаправит дело в суд, контролируя и опротестовывая неправомерные решения судьи.
Направлять такую жалобу лучше письменно по адресу ближайшего отделения прокуратуры. Узнать территориальную сеть, подведомственную Генеральной прокуратуре РФ, можно через её официальный сайт:
- По ссылке https://www.genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ= указать округ и субъект РФ.
- Среди списка найденных системой поиска прокуратур выбирать необходимую и перейти на её официальный портал.
- Сайт прокуратуры субъекта должен содержать раздел «Территориальные прокуратуры» или «Структура», в которой и находится перечень местных отделений с их контактными данными.
Структура и содержание жалобы:
- Вводная часть («шапка») — наименование территориального органа и адрес, ФИО заявителя, адрес проживания и электронной почты (при наличии), действующий телефонный номер.
- Мотивировочная часть — описание правонарушения.
- Просительная часть — суть просьбы заявителя.
- Приложения — список приложенных к жалобе документов.
- Подпись и дата.
Суд
Исковое заявление подаётся в районный суд по месту жительства ответчика. Подобное обращение составляется аналогично заявлению в прокуратуру, только вводная часть кроме сведений об истце содержит в себе наименование суда, данные об ответчике и заинтересованном лице (при наличии). В просительной части можно указать не только просьбу о прекращении правонарушения, но и компенсацию за нанесение физического и/или морального вреда.
Последствия для нарушителя
В зависимости от тяжести правонарушения владельцу собаки грозят следующие меры:
- штраф;
- принудительные работы;
- краткосрочный арест;
- изъятие собаки;
- тюремное заключение.
Законодательная база
Основания и процедуру обжалования неправомерных действий или бездействий владельцев собаки регламентируют такие законодательные акты:
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ».
- Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии»
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63.
- «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51.