Прокурор — должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства на территории РФ. В рамках своих полномочий он контролирует деятельность других госслужб и ведомств, частных организаций, принимает меры по защите и предупреждению нарушений прав и свобод граждан. Но со своими обязанностями прокурор справляется не всегда. И тогда деятельность его самого нуждается в проверке на законность.

Действия, бездействие и неправомерные постановления прокурора могут быть обжалованы заинтересованным лицом. Однако перечень правомочных в этом вопросе инстанций невелик, поскольку прокуратура Российской Федерации независима и подчиняется только Генеральному прокурору. А он, в свою очередь, назначается и снимается с должности Советом Федерации по представлению Президента. При этом рассмотрение дел по правонарушениям и преступлениям должностных лиц главного надзорного органа страны входят в компетенцию и других государственных органов — Следственного комитета и суда.

В прокуратуру

Прокуратура — первая инстанция на пути обжалования прокурора. Но она тоже имеет свою структурную иерархию, а поэтому подавать сообщение о правонарушении на одно из ее должностных лиц нужно в определенной последовательности.

Жалоба на районного (городского) прокурора направляется в прокуратуру субъекта РФ, далее — в Генеральную. На Генерального прокурора можно пожаловаться лишь Президенту РФ.

Уведомление о правонарушении оформляется в виде заявления, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:

  1. Наименование прокуратуры (например, в Прокуратуру города Москвы).
  2. ФИО заявителя и адрес его регистрации.
  3. Детали происшествия (дата, место, ФИО должностного лица).
  4. Суть претензии.
  5. Просьба (о проведении внеплановой проверки и/или устранения нарушения прав заявителя, другие законодательно обоснованные требования).
  6. Перечень документов (доказательства правонарушения).
  7. Дата направления жалобы и личная подпись ее автора.

Образец жалобы на прокурора

Готовое заявление нужно передать в уполномоченный орган лично или почтовым отправлением. Например, жалоба в Генеральную прокуратуру подается:

  1. Заказным письмом по адресу — ГСП-3, 125993, г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а.
  2. На личном приеме в специализированном отделении — г. Москва, Благовещенский пер., д. 10, по будням с 9:00 до 18:0 (до 16:45 — в пятницу) кроме перерыва с 13:00 до 13:45. Записаться на приём можно там же, с 9:00 до 17:00 и с 9:00 до 15:45 — в пятницу.

Электронная приемная Генпрокуратуры предоставляет возможность составить полноценную жалобу на прокурора, сопроводить ее электронными документами, фото и видеофайлами, и отправить на рассмотрение в госорган.

Для этого необходимо:

  1. Пройти по ссылке http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
  2. Прокрутить страницу до конца и согласиться с правилами отправки сообщения.
  3. В появившейся форме выбрать тип и вид обращения, указать свою фамилию, имя и, при наличии, отчество, страну и регион, в котором было совершено правонарушение. Нажать «Продолжить».
  4. Выбрать предпочтительный вариант ответа (если в электронной форме, ввести свой электронный адрес, а если в письменной, то — страну, регион, индекс, населенный пункт, улицу, дом, квартиру и т. д.).
  5. Продолжить, добавить тематику обращения и изложить его ключевые детали.
  6. Отправить.

Но следует учесть следующий момент: жалобу в Генпрокуратуру нужно подавать только после ее неудовлетворительного рассмотрения нижестоящими территориальными инстанциями. Без этого специалисты по работе с обращениями откажут в рассмотрении и передадут заявление в ведомство по месту совершения правонарушения. В связи с этим, отведенный на разбирательство срок может увеличиться на семь дней.

Если обжалованию подлежат действия (бездействие) городского или районного прокурора, об этом следует уведомить сначала вышестоящую прокуратуру субъекта. И только в случае отсутствия адекватного результата — Генеральную.

Сделать это просто:

  1. Перейти http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
  2. Примерно по центру страницы, рядом с соответствующей пометкой выбрать субъект РФ.
  3. На открывшемся сайте территориального ведомства заполнить онлайн форму или узнать контакты для осуществления иных способов обращения.

В следственный комитет

Прокуратура рассматривает административные нарушения подведомственного должностного лица и привлекает его к дисциплинарной ответственности за их совершение. Расследовать преступления прокурора уполномочен Следственный комитет (СК). В ответ на обращение он осуществляет:

  • проверку изложенных данных;
  • возбуждение уголовного дела;
  • предварительное расследование;
  • передача дела в суд.

Уголовное дело на прокурора районного или городского уровня возбуждает руководитель СК по субъекту; вышестоящих уровней (за исключением Генерального) — Председатель СК или его заместитель; Генерального — Председатель СК на основании решения, принятого тремя судьями ВС РФ по представлению Президента.

Подать жалобу Следственному комитету РФ можно:

  1. При личном визите в приемную* по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а. Сотрудники управления по рассмотрению граждан ведут запись на прием к должностным лицам комитета, а в случае поступления сообщения о преступлении сразу направляют заявителя к дежурному следователю в административное здание СК на Технический переулок, дом 2 (для получения пропуска необходимо предъявить паспорт).
  2. Через ящик «Для обращений и заявлений», размещенных по адресам: ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а и на проходных зданий по ул. Строителей, д. 8, корп. 2 или Технический переулок, дом 2.
  3. По «телефону доверия» — 8-800-100-12-60 (круглосуточно, бесплатно для Москвы и всех регионов России).
  4. По прямой телефонной линии Председателя СК — 8-800-100-12-70 (с 14:00 до 19:00, ежемесячно, в первую и третью среду).
  5. Через региональные представительства (со списком, адресами и официальными сайтами можно ознакомиться при помощи раздела «В регионах» на портале СК — http://sledcom.ru/).
  6. Посредством интернет-приемной на официальном сайте http://sledcom.ru. Чтобы перейти на нее, необходимо кликнуть по соответствующей записи в нижней части каждой страницы портала. Приступить к заполнению онлайн формы можно в 3 клика, подтверждающими ознакомление с правилами подачи и рассмотрения электронных обращений СК РФ.

Онлайн жалоба на прокурора

Приемная СК начинает работу с 9:00 в будние и с 10:00 в субботу, а заканчивает в 20:00 — с понедельника по четверг, 19:00 — в пятницу и 14:00 — в субботу, с 13:00 до 14:00 — перерыв.

Письменное заявление в Следственный комитет составляется с включением следующих данных:

  1. ФИО, должность и место службы адресата.
  2. ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, контактные данные заявителя.
  3. Описание преступления (место, время, дата, кем было совершено и какие последствия повлекло за собой).
  4. Дата и личная подпись заявителя с расшифровкой.
  5. Пометка об осведомленности по поводу уголовной ответственности за заведомо ложный донос, подпись.

Президенту

Претензию к предположительно неправомерной деятельности Генерального прокурора принимает Президент РФ. Только по его инициативе производится рассмотрение дела о правонарушении специальной коллегией судей ВС, назначение и снятие с должности генпрокурора.

Довести жалобу до сведения Президента граждане могут несколькими способами:

  1. По почте — Россия, 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23.
  2. При личном приеме по адресу Москва, ул. Ильинка, дом 23/16, подъезд 11, со вторника по субботу, с 9:30 до 16:30 (предварительная запись по телефону 8-800-200-23-16 или через сайт http://letters.kremlin.ru/receptions/list/appointment).
  3. Через терминал электронной приемной — отправить письмо (отсканировать с бумажного носителя, набрать на клавиатуре или загрузить с внешнего устройства), записаться на прием в режиме видеосвязи, подать голосовое сообщение). Местоположение терминалов — http://letters.kremlin.ru/receptions/electronic.
  4. Посредством заполнения онлайн формы — http://letters.kremlin.ru/letters/claim/form.
Все жалобы и предложения, поступающие к Президенту РФ, принимаются и обрабатываются его Управлением по работе с обращениями граждан и организаций.

Общие требования

При написании жалобы необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Указывать достоверные личные и контактные данные.
  • Не направлять обращение в инстанцию, уже рассматривавшую его, повторно.
  • Излагать суть происшествия логично и последовательно, применять знаки препинания так, чтобы это не искажало смысл написанного.
  • Стараться избегать эмоциональной окраски текста, предпочтительны сухие и достоверные заявителю факты.
  • Для написания выбирать сугубо деловой стиль, без использования жаргонизмов и нецензурной лексики (естественно, никаких оскорблений и угроз в обращении быть также не должно).
  • Подкреплять свое послание актуальными выдержками из законодательства, документальными свидетельствами или иными доказательствами.
  • Помнить об уголовной наказуемости дачи заведомо ложных сведений, оговаривающих должностное лицо.

Законодательная база

Нормативно-правовые акты, используемые при написании, подаче и рассмотрении жалоб на прокурора:

  1. ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
  3. ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Видео: прокурор осужден за взятки