Юрист – это человек, который специализируется на правоведческих и юридических вопросах, а также способствует восстановлению справедливости в области права. Однако порой гражданам приходится сталкиваться с настоящими непрофессионалами, которые грубят, разглашают личную информацию своих клиентов и действуют вопреки их воле. Если эти и другие правонарушения имели место, человеку следует написать на некомпетентного юриста жалобу.

Что говорит закон

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий процесс оказания юридической помощи населению, – это Федеральный Закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Здесь сказано, что предоставлять адвокатские услуги (Как написать жалобу на адвоката) может только тот специалист, который имеет соответствующий статус. Сначала ему требуется получить высшее профильное образование, а затем сдать особый квалификационный экзамен. Его принимает комиссия адвокатской палаты конкретного субъекта РФ (гл. 3 ст. 9 «Приобретение статуса адвоката»).

Именно на деятельность таких профессионалов в большинстве своем распространяется российское законодательство, в то время как работа обычных юристов (консультантов при компаниях, профессоров права и юриспруденции и пр.) регулируется разве что внутренними уставами организаций. Государственных нормативно-правовых актов, определяющих, как именно обязаны действовать и вести себя юристы без адвокатского статуса, не существует, однако им все равно следует помнить и о Трудовом, и о Гражданском Кодексе РФ. Если правонарушение совершит специалист подобной категории, пострадавший сможет отправиться в прокуратуру, в суд, а также в некоторых случаях в Федеральную антимонопольную службу (о них ниже), однако в особых комиссиях он принят не будет.

Помимо основного закона деятельность юристов с адвокатским статусом регулируется Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым на Первом Всероссийском съезде адвокатов 31 января 2003 г., Уставом общероссийского негосударственного некоммерческого объединения «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации», а также Рекомендациями адвокатам по взаимодействию со СМИ. На основании всех этих документов правонарушитель может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной (замечание, выговор, изъятие адвокатского статуса, увольнение);
  • гражданско-правовой (возмещение убытков, выплата неустойки);
  • административной по ст. 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей» (предупреждение, наложение штрафа в размере до 50 000 рублей);
  • уголовной по ст. 159 «Мошенничество», ст. 291 «Дача взятки», ст. 303 «Фальсификация доказательств», ст. 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Жалоба руководству

Если в действиях юриста усматривается нарушение, в первую очередь необходимо пожаловаться его непосредственному начальству. Компании, занимающиеся предоставлением адвокатской помощи, особенно высоко ценят собственную репутацию и доброе имя, поэтому большинство инцидентов удается благополучно разрешить еще на начальных этапах.

Претензия может быть как высказана лично, так и подана в письменной форме, причем последний вариант считается более предпочтительным. Если оставить у себя копию жалобы, которую принимающее лицо подпишет аналогично оригиналу, впоследствии будет проще продолжить разбирательство. Обращение к руководству составляется в свободной форме, однако в нем обязательно требуется кратко, но емко описать причину своего недовольства.

Федеральная палата адвокатов РФ (ФПА)

Данная организация может быть условно сравнима с Роспотребнадзором (Как пожаловаться в Роспотребнадзор), ведь она точно также защищает права потребителей, однако уже в сфере права и юриспруденции. Помимо контроля здесь осуществляется организационная, методическая и кадровая деятельность в соответствии с вышеупомянутым ФЗ №63.

Каждый адвокат состоит в Адвокатской палате того субъекта, в котором он проживает и трудится, однако все региональные образования все равно оказываются подконтрольны ФПА, т.к. входят сюда на основе обязательного членства. Собственно адвокатские услуги ни центральное, ни региональные объединения не предоставляют.

Это важно! Территориальные Адвокатские палаты формируются силами самих специалистов путем проведения учредительных собраний (конференций). На каждый российский регион приходится только по 1 негосударственному учреждению такого типа.

На официальном сайте ФПА fparf.ru отсутствует возможность подачи жалобы через Интернет-приемную. Зато указываются контакты:

  • адрес – г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43, 119002;
  • электронная почта – mail@fparf.ru;
  • номера телефонов для уточнения вопросов – 8 (495) 787-28-36, 8 (495) 787-28-35.

И все же в полномочия ФПА не входит рассмотрение обращений граждан – возможно, здесь помогут беглым советом или рекомендацией, но не более того. Однако не стоит забывать, что у каждой палаты субъекта имеются свои собственные сайты. Именно сюда следует направлять жалобы на адвокатов для начала скорейших разбирательств.

Обращаться в палату следует в том случае, если до этого руководитель проигнорировал претензию, поданную в отношении его сотрудника. Жалоба составляется в свободной форме, однако обязательно требуется указание:

  • своих ФИО и адреса регистрации;
  • полного названия организации, в которую подается заявление (наименование палаты);
  • подробного описания инцидента;
  • просьбы, которую требуется удовлетворить;
  • контактов для обратной связи (номер телефона, e-mail).

Прокуратура

Отправляться в прокуратуру (Как пожаловаться в Прокуратуру) следует в том случае, если юриста планируется привлечь к ответственности за серьезное преступление, а не за простое нарушение профессиональной этики. Направляемая сюда претензия создается уже не в свободном, а в четко регламентированном формате. Заявителю понадобится указать:

  1. Полное наименование отделения прокуратуры.
  2. Данные начальника отделения, на имя которого пишется бумага.
  3. Сведения о себе (ФИО, адрес регистрации).
  4. Где и когда были нарушены права.
  5. Описание сути инцидента и тех положений закона, который преступил недобросовестный юрист.
  6. Перечень требований.
  7. Ссылки на нормативно-правовые акты, обосновывающие притязания.
  8. Список подтверждающих материалов (документов, бумаг, поданных в другие инстанции, и пр.).
  9. Подпись и дату.
Жалоба может быть передана гражданином лично как в Приемную Генеральной прокуратуры РФ, находящуюся по адресу г. Москва, Благовещенский пер., д. 10, так и в территориальное отделение прокуратуры по своему субъекту.

График работы московской приемной: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 и в пятницу с 9:00 до 16:45. Перерыв – с 13:00 до 13:45. С вопросом можно обратиться в справочную по номеру 8 (495) 987-56-56.

На сайте Генпрокуратуры также действует Интернет-приемная – ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/. Чтобы получить максимально быструю реакцию на свое обращение, рекомендуется воспользоваться ее верхней формой. Здесь гражданин может указать регион, в котором произошло преступление. Это значит, что обращение поступит как раз к тем правоохранителям, которые ответственны за рассмотрение дел на нужном участке.

Жалоба на адвоката в генпрокуратуру

Следственный комитет

Управа на юриста, совершившего уголовно наказуемое деяние, найдется в следственном комитете. Сюда следует обращаться, например, в том случае, если адвокат занимался откровенным вымогательством денежных средств или их незаконным присвоением. Другие преступные приемы и методы (подкуп свидетелей, подделывание бумаг, давление на участников юридического разбирательства и пр.) – также весомые поводы обратиться к следователю.

Однако здесь существуют свои нюансы: так, в соответствии со ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, адвокаты, наряду с некоторыми чиновниками, кандидатами в депутаты, членами избирательных комиссий и самим Президентом страны, подлежат особому судопроизводству по уголовным делам.

Это важно! Согласно п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимает лично руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по конкретному субъекту.

Такая мера была принята для защиты юристов от беззакония и необоснованного преследования. В случае отсутствия подобного пункта доверители имели бы возможность заводить на них дела буквально по любому поводу.

Если же гражданин уверен, что столкнулся с фактом вопиющего нарушения прав, ему следует направить соответствующее заявление в отделение СК по своему региону. В обязанности следователя входит рассмотрение жалобы в 3-хдневный срок, который иногда может увеличиваться до 10 или 30 дней с предварительным извещением человека о задержке.

Претензию необходимо составить аналогичной той, что подавалась на имя прокурора, после чего передать ее сотруднику Приемной. Узнать адреса территориальных отделений можно на странице sledcom.ru/sk_russia/structure/mapregions/ или по телефону справочной службы – 8 (495) 986-77-10. Головная Приемная располагается по адресу г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д.3 «А». Есть и другой вариант – подать обращение с помощью электронной формы на странице sledcom.ru/reception.

Жалоба на юриста

Если потерпевшему откажут в возбуждении уголовного дела в отношении юриста, он может обжаловать данное решение в уже упомянутой Прокуратуре или в последней инстанции – суде.

Судебный иск

В самом конце у гражданина, не получившего помощи ни от Адвокатской палаты, ни от Следственного комитета, ни от Прокуратуры, останется только одно место, где он сможет добиться восстановления законности, – это суд.

Здесь на руку истцу сыграют любые материалы, которые были получены им в ходе разбирательства, – ответ от руководства, письмо от региональной организации, подведомственной ФПА, заключения правоохранителей (Как обратиться в полицию) и пр. Большое значение имеет договор на оказание юридических услуг, где конкретизируются обязательства, закрепленные за юристом. На основании такой бумаги судье будет легче понять, какие условия оказались нарушены, где были сорваны сроки и пр.

Заявление в суд пишется по стандартной форме, требующей указания:

  • полного наименования учреждения, в которое подается иск;
  • личных данных заявителя;
  • информации об ответчике;
  • причины обращения (описание сути правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств);
  • требований (например, возмещение убытков по ст. 15 или 393 ГК РФ, безвозмездное устранение недостатков по ст. 723 ГК РФ и пр.);
  • ссылок на нормативно-правовые акты;
  • списка приложенных доказательств;
  • даты и подписи.

Подать претензию в суд можно лично через канцеляриста, заказным письмом или через доверенное лицо.

Это важно! Если у юриста отсутствует адвокатский статус, основным документом, на который гражданину необходимо ссылаться в своем судебном обращении, выступает Закон от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Напоследок стоит заметить, что порой в юридической сфере происходят случаи умышленного искажения информации в целях привлечения большего количества клиентов. Обычные фирмы, сотрудники которых не имеют права на ведение адвокатской деятельности, называют себя настоящими «экспертами в судебных делах». Они уверяют людей, что с их помощью разбирательство удастся выиграть быстро и без труда, добившись выплаты алиментов, компенсации за ДТП и пр.

В такой ситуации следует написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу РФ, которая среди прочего занимается и рассмотрением нарушений, связанных с законодательством о рекламе. На сайте функционирует Интернет-приемная.

Задать вопрос можно по телефону 8 (499) 755-23-23. Офис организации располагается по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11, Д-242, ГСП-3, 125993.

Образец

В качестве примера жалобы на юриста можно воспользоваться нижеприведенным заявлением, поданным в Адвокатскую палату.

Скачать жалобу на адвоката.

Законодательная база

Процедура подачи жалобы на юриста регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный Закон от 31.05.2002 №63-ФЗ.
  2. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.12.2003.
  3. Устав Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
  4. Рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ, утвержденные Протоколом № 5 Совета Федеральной палаты адвокатов от 21 июня 2010 г.
  5. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ.