В Российской Федерации функции по разработке основных направлений государственной политики при использовании морского, железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта возложены на Министерство транспорта РФ. Кроме того, что данный орган уполномочен оказывать определенные государственные услуги населению, в отдельных случаях физическое или юридическое лицо может обратиться в Минтранс за защитой своих прав и интересов, столкнувшись с нарушением профильного законодательства или других правовых актов при использовании наземного, подземного или воздушного транспорта.

На что можно пожаловаться

Несмотря на то, что в большинстве случаев граждане жалуются на нарушение правил перевозки пассажиров, это далеко не единственный повод, чтобы обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации. В данный федеральный орган можно подать претензию, если:

  • компания, оказывающая услуги по перевозке, отказала в льготном проезде пассажиру, который по закону может воспользоваться таким правом;
  • отсутствует должный контроль за техническим состоянием транспортного средства, предназначенного для общественного пользования;
  • автомобильная дорога общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии;
  • были не соблюдены правила перевозки опасных грузов;
  • авиакомпания не отреагировала на сигнал от пассажира об утере или повреждении багажа в установленный законом срок;
  • при полете длительностью более 3-х часов на борту воздушного судна не было предоставлено горячее питание;
  • движение на дорогах общего пользования регионального или межрегионального значения было организовано с явными недочетами и нарушениями и т. д.
Важно! Если гражданин не доволен качеством работы отдельной транспортной компании, то, прежде чем подать жалобу в Минтранс, сначала он должен попытаться урегулировать конфликт с ее непосредственным руководством.

Как можно обратиться

Министерство транспорта Российской Федерации создало все условия для граждан, которые хотят пожаловаться на несоблюдение закона или добиться защиты своих прав, независимо от места проживания и доступных технических возможностей. В связи с этим в Ведомство можно обратиться следующими способами:

  • В письменном виде (актуально даже в том случае, если заявитель находится за границей).
  • На личном приеме (больше подходит жителям Москвы).
  • В электронном виде.

Подать претензию гражданин может не только в Центральный аппарат, но и в свое территориальное подразделение. При этом в качестве ее получателя можно указать определенное должностное лицо, которое уполномочено решать задачи описанной в претензии проблематики. Узнать о месторасположении своего территориального подразделения или получить контактные данные конкретного должностного лица можно по справочному телефону +7(499) 495-00-01. Более детальная информация о сроках и порядке работы с обращениями граждан доступна на https://www.mintrans.ru/obrashcheniya-grazhdan/reviews.

В письменном виде

Министерство транспорта Российской Федерации без ограничений принимает письменные жалобы, если при их составлении не были нарушены требования, предусмотренные нормами профильного законодательства. Такой документ можно направить:

  • по почте на официальный адрес Ведомства: 109012, г. Москва, Рождественка ул., д. 1, стр. 1, что особенно актуально для объемных жалоб с большим количеством приложений и дополнительных материалов;
  • по факсу +7 (499) 495-00-10, чем стоит воспользоваться в том случае, если текст жалобы поместился на одном стандартном листе и заявитель не планирует передавать другие документы.

Чтобы в принятии претензии не было отказано, в ней следует лаконично и подробно описать обстоятельства или действия третьих лиц, которые указывают на нарушение закона. По возможности в тексте стоит привести ссылки на соответствующие правовые нормы, а также указать персональные данные физических или юридических лиц (например, название компании, оказывающей услуги по перевозке пассажиров), которые имеют самое непосредственное отношение к сложившейся ситуации.

В жалобе заявитель обязан четко сформулировать свои требования, которые не должны противоречить нормам действующего законодательства. При этом следует предварительно убедиться, что решение подобных вопросов входит в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации. При несоблюдении этого условия в принятии претензии будет отказано или она будет перенаправлена в Ведомство, которое уполномочено принимать решения по аналогичным заявлениям.

Если гражданин планирует приложить дополнительные материалы, которые помогут уполномоченному сотруднику Минтранса быстрее разобраться в сложившейся ситуации, то в конце документа важно составить их опись (предпочтительно передавать не оригиналы, а копии, чтобы исключить вероятность утери важных материалов). Составить претензию можно по образцу:

Жалоба в Минтранс Жалоба в Минтранс Жалоба в Минтранс Жалоба в Минтранс

Отправить жалобу по почте можно обычным письмом, что не будет являться основанием для отказа в ее принятии. Но в этом случае следует обязательно убедиться, что корреспонденция была получена адресатом, что можно сделать по телефону +7(499) 495-00-05. Чтобы упростить эту задачу, можно воспользоваться письмом с уведомлением.

Внимание! В письменном документе должна быть указана контактная информация для получения ответа по сути обращения.

На личном приеме

Каждый гражданин вправе лично передать свою жалобу Министру транспорта РФ или другому уполномоченному должностному лицу руководствуясь графиком их работы, который утверждается один раз в год. Предварительная запись осуществляется не только по телефону, но и через электронную почту, хотя при наличии свободного времени (когда прием всех предварительно записавшихся заявителей уже завершен) руководители подразделений или заместители Министра могут принять всех желающих. Узнать о месторасположении приемной и получить контактные сведения для предварительной записи можно на www.mintrans.ru/obrashcheniya-grazhdan/lichnyy-priem-grazhdan, выбрав конкретное должностное лицо для обращения.

Чтобы пройти в здание Министерства транспорта Российской Федерации на прием к его сотруднику, потребуется не только удостоверение личности. Вход в здание может быть осуществлен только при наличии соответствующего разрешения, которое выдает Бюро пропусков.

В ходе личного приема не обязательно передавать должностному лицу письменную жалобу, так как это не является обязательным требованием, которое следует выполнить. Достаточно устно описать текущую проблему и пояснить, какие действия других лиц можно квалифицировать как нарушение норм действующего законодательства. Но, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений (это особенно актуально, если речь идет о возможности получить материальную компенсацию причиненного вреда), лучше не ограничиваться устным описанием проблемы и передать на личном приеме письменное заявление с детальным описанием ситуации. Такой документ должен быть зарегистрирован в журнале учета и впоследствии передан в работу уполномоченному должностному лицу. Чтобы иметь документальное подтверждение факта принятия претензии, на личный прием стоит взять два ее образца и настоять, чтобы на втором экземпляре была проставлена отметка о ее регистрации.

Получить ответ можно непосредственно в ходе общения с уполномоченным сотрудником или в письменном виде до момента окончания срока вынесения решения по претензии.

Каким будет общественный транспорт будущего. Видео:

 

В электронном виде

Направить электронное обращение можно через специальную форму сайта, предварительно ознакомившись с правилами его подачи www.mintrans.ru/obrashcheniya-grazhdan/reception. Для этого пользователю необходимо будет указать:

  • свои персональные и контактные данные (в том числе телефон и факс при наличии);
  • регион проживания;
  • тематику, исходя из сути выявленного нарушения (безопасность при осуществлении перевозок, гражданская авиация, дорожное хозяйство и т. д.);
  • проблему, для решения которой пользователь был вынужден обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации. Для этого в специально отведенном поле электронной формы важно кратко описать сложившуюся ситуацию, указав действующих лиц, которые были уличены в нарушении закона.

Электронная жалоба может содержать вложенные материалы или документы определенных форматов. Но если объем такого файла будет превышать 10 Мб, нет никакой гарантии, что он будет принят системой для рассмотрения по существу вопроса.

Если нет технической возможности прикрепить к форме дополнительные документы (например, из-за того, что превышен допустимый лимит по объему файла), их можно переслать по почте или передать уполномоченному лицу на личном приеме.

Электронная форма будет отправлена только в том случае, если пользователь правильно заполнит все ее поля и укажет необходимые сведения.

Жалоба в Минтранс

После изучения изложенных фактов и обстоятельств Минтранс направит ответ на указанный в форме email адрес.

Онлайн обращение на сайте – это оптимальный вариант, когда гражданин не планирует передавать большой объем дополнительных материалов, а текст его жалобы относительно небольшой и его можно будет уместить в предназначенном для этой цели поле (допустимый лимит – не более 2 тыс. знаков). При этом важно точно и достоверно указать всю актуальную информацию, иначе, проанализировав имеющиеся факты, в Ведомстве могут отказать в регистрации онлайн претензии или принять решение, которое не удовлетворит заявителя.

Важно! Электронные претензии, направленные в Министерство транспорта Российской Федерации не через специальную форму, к рассмотрению не принимаются.

Адрес и схема проезда

Порядок рассмотрения

Если жалоба составлена без нарушений и в ней указана вся необходимая для рассмотрения информация, то в течение 3-х рабочих дней, независимо от способа подачи, она регистрируется в системе учета и передается в соответствующий отдел. Если выяснится, что обращение содержит в себе вопрос, который не может решить Минтранс (это вне его компетенции), то в течение 7-ми дней документ перенаправляется для последующего рассмотрения в другое Ведомство (к примеру, это может быть орган местного самоуправления, если он уполномочен принимать решения по подобным вопросам). Об этом заявитель сразу же уведомляется в письменном виде, как этого требует закон.

Стандартный срок рассмотрения жалобы – до 30-ти дней с момента регистрации в системе Ведомства, но в исключительных случаях он может составить 60 дней (при этом о продлении срока заявитель уведомляется в письменном виде). В ходе изучения приведенных в документе фактов уполномоченный сотрудник Министерства транспорта Российской Федерации вправе подавать запросы в другие инстанции или запрашивать сведения о результатах рассмотрения заявлений, направленных в другие органы.

Жалоба ни при каких обстоятельствах не будет рассмотрена в срок, если:

  • документ составлен неразборчиво и из текста сложно понять, с какой проблемой столкнулся заявитель;
  • Минтранс не может дать ответ по существу, так как в этом случае придется придать огласке сведения, которые являются государственной тайной (при таком условии заявителю направляется письменное разъяснение);
  • ранее пользователю неоднократно направлялись ответы по существу вопроса (более 3-х раз), но он решил снова подать жалобу без указания новых фактов и обстоятельств.
Внимание! Если в рассмотрении обращения было отказано из-за предоставления неточных или недостоверных сведений, гражданин может повторно подать претензию в Минтранс, исправив выявленные ошибки и недочеты.

Законодательная база

При подаче жалобы в Министерство транспорта Российской Федерации следует руководствоваться следующими законодательными актами:

  1. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г. N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
  3. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997г. N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
  4. Приказ Министерство транспорта Российской Федерации «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 27.09.2007г. N 10186.
  5. ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003г. N 17-ФЗ (ред. от 03.08.2018). (Как написать жалобу на РЖД)