Согласно статье 30.1 Кодекса об административных нарушениях N 195-ФЗ, каждый гражданин РФ имеет право обжаловать постановление, вынесенное сотрудниками ГИБДД или решение судьи, рассматривавшего дело о ДТП или нарушении правил дорожного движения.
На что можно пожаловаться?
Дополнение: С 1 сентября 2021 г. можно обжаловать автоштраф за нарушение ПДД в упрощенном порядке на сайте Госуслуг.
По факту выявления правонарушения сотрудники ГАИ составляют протокол – процессуальный документ, в котором подробно излагаются все доказательства вины водителя, показания свидетелей и другие важные моменты, позволяющие более подробно оценить ситуацию при дальнейшем ознакомлении с делом. Обжаловать протокол нельзя, поскольку составление документа еще не означает признание вины.
После детального рассмотрения дела выносится постановление, содержащее окончательное решение в отношении обвиняемого лица. По сути, жалоба на постановление является требованием к вышестоящим органам рассмотреть законность действий дознавателей и вынесенного вердикта.
Статья 244 приказа МВД РФ от 02.03.2009 № 185 устанавливает право физических и юридических лиц в досудебном порядке обжаловать решение, принятое сотрудниками государственных органов, если данное постановление:
- нарушает права и свободы гражданина РФ;
- создает препятствия, приводящие к нарушению гарантированных законом прав и свобод;
- возлагает на ответчика незаконные обязанности;
- незаконно привлекает к ответственности.
Кто может подать жалобу?
Обжаловать решение судьи или сотрудника ГИБДД может:
- лицо, в отношении которого ведется делопроизводство;
- потерпевший;
- защитники и законные представители сторон.
Весомым поводом для жалобы может стать: предвзятость при рассмотрении дела, не достаточно тщательное изучение фактов, применение методов, не предусмотренных законом, а также лишение лица возможности быть полноценным участником процесса.
Период обжалования
Закон отводит на подачу жалобы на постановление о лишении прав или назначении суммы штрафа только 10 дней. Точкой отсчета является день вручения (при вынесении постановления на месте) или день доставки письма, указанный на уведомлении (в случае почтовой отправки).
Порядок обжалования постановлений
- Четкая формулировка требований: отмена вынесенного постановления или смягчение наказания.
- Сбор весомых доводов и доказательств, подтверждающих незаконность вынесенного решения.
- Выбор инстанции, в юрисдикцию которой входит рассмотрение подобных обращений.
- Составление жалобы.
- Выбор оптимального пути подачи заявления.
Куда жаловаться
С целью обжалования постановления можно обратиться:
- к руководителю соответствующего отдела ГИБДД;
- в районный суд (по месту вынесения спорного решения).
Жалоба руководству ГИБДД
Направить ходатайство о пересмотре размера штрафа или законности наложения санкций можно к начальнику отдела автоинспекции, в котором работает сотрудник, принявший такое решение.
1 способ – online приемная.
Подробную информацию можно найти на официальном сайте ГИБДД (www.gibdd.ru). Здесь в разделе «Прием обращений» можно оформить заявление, введя все требуемые данные в поля формы и прикрепив необходимые файлы.
2 способ – регистрация у дежурного сотрудника.
Для подачи жалобы достаточно подойти к дежурному, в обязанности которого входит регистрация обращений. Сотрудник оформит документ, выпишет талон-уведомление и обеспечит доставку заявления в отдел делопроизводства.
3 способ – прием у начальника.
Обжаловать постановление можно также на личной встрече с начальником ГИБДД. Адреса и контактные данные отделений находятся на официальном сайте по ссылке http://www.gibdd.ru/struct/reg/iaz.php.
4 способ – отправить по почте.
Отправлять документ можно только заказным письмом с уведомлением о вручении. Это минимизирует вероятность его потери. Если жалоба будет проигнорирована, корешок о вручении обращения будет использован как доказательство в суде.
Заявление в суд
Даже если постановление было вынесено в судебном порядке (к примеру, лишение водительских прав), его можно оспорить, обратившись в вышестоящие судебные органы. Поскольку большинство решений, касающихся нарушений ПДД или участия в ДТП находятся в юрисдикции мировых судей, то апелляция подается в районный суд. Контакты и адреса судов собраны на портале www.sudrf.ru.
Как составить жалобу
Первый шаг к решению проблемы – это грамотное составление жалобы. Вот несколько основных правил, которых стоит придерживаться при написании обращения:
- Никаких эмоций. Официальный документ должен быть составлен в деловом стиле.
- Грамотность и корректность изложения фактов.
- Неоспоримая доказательная база.
- Ссылки на соответствующие статьи закона.
- Четкая формулировка требований.
Содержание
Любое заявление состоит из трех блоков:
- Шапка. Содержит полное название организации, данные лица, к которому обращается составитель (Ф.И.О., должность), а также информацию о самом заявителе.
- Основной блок. Необходимо как можно подробнее изложить обстоятельства дела, акцентируя внимание на фактах, доказывающих неправомерность вынесенного решения. В основной части стоит упомянуть о хронологии событий, фамилии и звании сотрудников, составлявших протокол и выносивших решение, а также четко сформулировать свои требования.
- Подпись и число.
Совет юриста! Приложите к жалобе копию оспариваемого постановления, а также копии других документов, если на них есть ссылки в тексте заявления.
Образец жалобы на ГИБДД
Сроки рассмотрения и вынесения решений
Если по ошибке жалоба будет направлена в организацию, в компетенцию которой не входит рассмотрение подобных запросов, то в течение 7 дней претензия будет перенаправлена в соответствующую службу.
Результат
Согласно закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» на рассмотрение жалобы отводится 30 дней, по истечению которых может быть вынесено одно их следующих решений:
- отменить постановление и прекратить делопроизводство;
- отменить постановление и вернуть дело на повторное рассмотрение;
- изменить постановление (смягчить меру пресечения или уменьшить размер взыскания);
- оставить постановление без изменений, а жалобу, соответственно, без удовлетворения.
Эти решения также могут быть обжалованы в вышестоящем суде.
Могут ли органы не отвечать на жалобу?
Обращение, оформленное с соблюдением требований законодательства обязательно будет рассмотрено в 30-дневный срок. Ответ направляется на почтовый адрес заявителя. Не дается ответ по существу поставленного вопроса если обращение анонимно или его невозможно прочесть.
Таких проблем можно избежать, не отправляя бумаги почтой, а обратившись непосредственно в автоинспекцию или суд. Регистрируя заявление, сотрудники обязательно обратят внимание на правильность составления документа и наличие необходимых данных.
Также закон дает право отказать в ответе, если он приведет к разглашению государственной тайны, охраняемой законом РФ. Но, в этом случае, на почту заявителя придет уведомление с подробным объяснением причин отказа.