Пенсия по инвалидности бывает двух видов: трудовая (страховая) и по государственному пенсионному обеспечению. Трудовую пенсию нельзя получить, если отсутствует страховой стаж. Причина инвалидности, величина страхового стажа в этом случае не берутся в расчет. Государственное пенсионное обеспечение полагается особым категориям населения, например участникам Великой Отечественной воды или пострадавшим в результате техногенной катастрофы. Дети-инвалиды и те, кто не имеют трудового стажа, получают социальную пенсию по инвалидности.

Группа инвалидности значения не имеет — пенсию получают все граждане с подтвержденной инвалидностью. По результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Пенсию должны назначать автоматически в течение семи дней после прохождения МСЭ. Если этого не произошло, следует подать заявление в Социальный фонд России (СФР).

Почему отказывают в назначении

Верховный суд РФ нередко является последней надеждой для граждан отстоять свои права в спорах с СФР.


Пример. Громкий случай произошел в 2021 году. Верховный суд РФ рассматривал дело, в котором гражданин подал иск против Пенсионного фонда о признании незаконным решения прекратить выплату страховой пенсии по инвалидности. Пенсионный фонд посчитал, что пенсионер утратил право получать средства согласно статье 25 Закона о страховых пенсиях.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции посчитала решение Пенсионного фонда законным. Верховный суд признал выводы судебных инстанций ошибочными и основанными на неверном толковании норм права. В частности, Верховный суд РФ опирался на статью 1 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где сказано, что только федеральное учреждением МСЭ признает, является ли гражданин инвалидом или нет. Выданная учреждением справка обязательна для исполнения всеми государственными органами. Однако Пенсионный фонд имеет право проверять обоснованность и достоверность справки, но прекратить выплаты может лишь, когда справка будет признана недействительной в судебном или административном порядке. А сомнения в достоверности сведений, которые передал гражданин, не может быть основанием для прекращения пенсионных выплат.


Другой пример касается не пенсии по инвалидности, но еще раз показывает необходимость отстаивать права. Юлия Баланина, мама девочки-инвалида, требовала перерасчета компенсационных выплат, которые полагались ей как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Женщина ушла с работы, чтобы сидеть с ребенком в 2012 году, но только в 2018 подала заявление в Пенсионный фонд за получением выплат. Представитель Юлии отметил, что при подаче заявления в фонд на получение пенсии по инвалидности ее ребенку еще в 2012 году, сотрудники не объяснили женщине ее право получать ежемесячную выплату как лицу, ухаживающему за инвалидом. В 2018 году после подачи заявления на получение выплат фонд отказал делать перерасчеты, несмотря на заявление женщины о праве на данную выплату.

Районный суд, а позже апелляционный и кассационный суды были едины в решении и отказали Юлии Баланиной в удовлетворении иска. Они не усмотрели вины Пенсионного фонда, который действовал исходя из поданного заявления в 2018 году. Основания для перерасчета отсутствовали.

Верховный суд не согласился с решениями нижестоящих инстанций. Он привел в качестве доказательства Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 о ежемесячных компенсационных выплатах неработающим трудоспособным гражданам, которые направлены на обеспечение полноценного ухода за ребенком-инвалидом. Он отметил, что выплаты могут перечислить за прошлое время без каких-либо ограничений по срокам, если вина за несвоевременное перечисление лежит на органе, осуществляющем выплату пенсии.

Верховный суд также пояснил, что в обязанности фонда входит разъяснительная беседа с населением. Сотрудники были обязаны рассказать женщине, какие права она имеет и на какие меры социальной поддержки может рассчитывать.

Как составить обращение

Жалобу можно напечатать на компьютере или написать от руки, главное, чтобы почерк был читабельным. Запрещается в письме оскорблять кого-либо или нецензурно высказываться — подобные обращения не будут рассматриваться.

Жалоба состоит из нескольких структурных элементов:

  1. «Шапка» документа в правой верхней части. Здесь указывают наименование госоргана и Ф.И.О. ответственного должностного лица. Ниже вы пишите свои данные — Ф.И.О., номер телефона, электронную почту и почтовый адрес.
  2. Посередине необходимо указать наименование документа — «Жалоба» или «Заявление».
  3. В основной части обращения вы пишите, на что вы жалуетесь, и какое решение СФР оспариваете.
  4. В списке «Приложения» укажите, какие документы вы прикрепляете к обращению в качестве доказательств — копию решения СФР, справки и пр.
  5. Поставьте личную подпись и дату.
При отправке жалобы почтой или службой доставки, оформляйте уведомление о вручении, чтобы понимать, когда письмо дойдет до адресата. При личных обращениях составляйте два экземпляра документа. Один останется у вас на руках, подписанный представителем госоргана. Там же будет стоять дата, когда жалобу приняли.

Куда жаловаться

Жаловаться на решение в СФР можно в суд или в досудебном порядке непосредственно в СФР или прокуратуру. Советуем не откладывать разбирательство, а написать обращение, как только получили отказ.

Социальный фонд (СФР)

У СФР есть официальный сайт, через который можно подавать жалобы в электронной форме и получать текущую информацию о лицевом счете. Здесь же пользователи могут записаться на личный прием. Для авторизации на сайте необходима учетная запись на Госуслугах.

Вам нужен раздел «Пенсии», где вы сможете отправлять разные типы заявлений — о назначении пенсии, ее перерасчете или отказе.

Выбор типа заявления

Чтобы отправить жалобу, вернитесь на главную страницу фонда. Пролистайте вниз до раздела «Контакты». Здесь размещена информация об адресах региональных подразделений, куда можно направить документ почтой. Хотя быстрый способ доставки жалобы — отправка электронного обращения.

Электронное обращение

Любые вопросы можно адресовать по телефону единого контакт-центра — 8-800-10-000-01.

Прокуратура

Прокуроры при выявлении нарушений формируют доказательную базу и направляют дело в суд.

Пожаловаться на решение СФР можно через обращение в электронной форме. Заявление составляют и отправляют через сайт Генеральной прокуратуры РФ. Из перечня прокуратур выбирайте районное отделение.

В Генеральную прокуратуру стоит обращаться, когда ответ от местной прокуратуры не удовлетворил.

Как еще связаться с районной прокуратурой:

  • опустить обращение в ящик у здания «Для приема обращений»;
  • отправить почтой на официальный адрес.

Суд

Исковые заявления обычно чуть сложнее, чем стандартные жалобы. Поэтому помощь профессионального юриста лишней не будет: он подскажет, как и сколько заплатить госпошлину, какие доказательства будут играть весомую роль. Еще он защитит ваши интересы на заседаниях. При несогласии с решением суда первой инстанции истец имеет право подавать апелляционную и кассационную жалобу, а после обращаться в Верховный суд РФ.

Иск подается одним из удобных способов: можно принести лично в канцелярию суда или отправить почтой. У некоторых судов есть официальный сайт с возможностью отправить документы, не выходя из дома.

Юристы нашего портала подскажут, как пожаловаться на СФР и грамотно составить обращение. Проконсультируем, куда обращаться, если впервые столкнулись  с несправедливостью.