Государственная жилищная инспекция – это основной надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Челябинской области. Данное учреждение уполномочено осуществлять контроль за соблюдением жилищного законодательства, оперативно выявлять и предупреждать правонарушения. Столкнувшись с несоблюдением норм действующего законодательства в области ЖКХ, любой житель Челябинской области вправе подать жалобу в Инспекцию и получить ответ в предусмотренный для этого срок.
На что можно пожаловаться
Далеко не все управляющие компании Челябинской области успешно справляются со своими обязанностями. В связи с этим большая часть жалоб, которые поступают в ГЖИ, касаются качества их работы или обусловлены отсутствием адекватной реакции в сложной ситуации. Граждане чаще всего недовольны:
- несвоевременным перечислением средств на счета поставщиков услуг;
- повышением тарифов без видимых на то причин и оснований;
- несоблюдением требований пожарной безопасности;
- неудовлетворительным состоянием общедомовых счетчиков, несвоевременным снятием показаний или проведением поверок;
- отсутствием регулярной уборки мест общего пользования, их неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием;
- действиями УК в аварийной ситуации, когда необходимо было принять адекватные меры по ликвидации последствий;
- сдачей в аренду придомовой территории без согласования с жильцами многоквартирного дома;
- несвоевременным вывозом мусора;
- нарушением прав жильцов в процессе предоставления каких-либо услуг и т. д.
Как обратиться
В зависимости от ситуации и сути вопроса гражданин может обратиться в Главное управление ГЖИ Челябинской области или в его структурное подразделение. Независимо от того, куда пожалуется гражданин, он вправе рассчитывать на адекватную реакцию надзорного органа. А если в удовлетворении требований будет отказано, он сможет обратиться в другие государственные Ведомства или в суд.
В Главное управление можно подать жалобу следующим способом:
- Направить письмо с уведомлением по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 43. Такой вариант не стоит использовать, если необходимо предоставить большой объем дополнительных материалов.
- Лично принести в приемную Ведомства и передать для регистрации сотруднику по работе с обращениями граждан. Это можно сделать только в будний день с 8.30 до 17.30 с перерывом на обед (с 12.00 до 12.45).
- Отправить по электронной почте на адрес: og@gzhi.gov74.ru. В случае необходимости в такое письмо можно «вложить» дополнительные материалы (фотографии, экспертное заключение и т. д.) определенного цифрового формата.
- Составить онлайн обращение на сайте ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/#!/main, предварительно зарегистрировавшись в системе. Чтобы претензия поступила на рассмотрение в ГЖИ Челябинской области, достаточно выбрать ее в качестве получателя.
- Позвонить по многоканальному телефону 8(800)302-94-82, предназначенному для получения устных обращений граждан. В рабочее время звонки принимает оператор, а в нерабочее жалобы записываются на автоответчик.
- Воспользоваться Интернет-приемной правительства Челябинской области. Для этого необходимо правильно заполнить форму https://ipriem.gov74.ru/, указав в ней всю запрашиваемую информацию.
- Лично передать руководителю Главного управления или его заместителю. Предварительная запись осуществляется по телефону: +8(351)727-78-88. Если гражданин не сможет явиться в обозначенное для этого время, ему придется повторно записаться на прием.
- Оставить онлайн жалобу на официальном сайте Главного управления ГЖИ в Челябинской области http://www.gzhi74.ru/InternetReception. Чтобы подать обращение, которое будет использовано в качестве основания для проведения внеплановой проверки, следует авторизироваться в ЕСИА.
Если гражданин намерен обратиться в структурное подразделение, ему следует руководствоваться информацией http://www.gzhi74.ru/Upload/files/Как обратиться в ГЖИ.pdf.
Порядок действий
Если заявитель не будет придерживаться определенной последовательности в своих действиях, он не сможет добиться реакции надзорного органа и защитить свои права. Чтобы жалоба была рассмотрена в предусмотренный для этого срок, а нарушитель понес заслуженное наказание, следует:
- Убедиться, что решение вопроса находится в компетенции ГЖИ Челябинской области. С этой целью можно позвонить на горячую линию, чтобы получить детальную информацию о порядке обжалования. Возможно, документ придется адресовать другому надзорному органу.
- Подготовить дополнительные материалы, которые Ведомство сможет использовать в процессе рассмотрения дела. Если жалоба не будет подкреплена соответствующими доказательствами, требования заявителя вряд ли будут удовлетворены в полном объеме.
- Подать жалобу в ГЖИ Челябинской области любым удобным способом. Ответ гражданину должен быть направлен в течение 30-ти дней с момента регистрации документа. В процессе рассмотрения дела сотрудникам Инспекции может потребоваться дополнительная информация по сути вопроса. В этом случае на принятие решения понадобится больше времени.
- Проконтролировать, чтобы нарушитель выполнил выданное ему предписание. ГЖИ не может следить за исполнением всех своих предписаний, чем часто пользуются поставщики услуг, коммерческие организации и УК. Но так как заявитель заинтересован в решении проблемы, он может самостоятельно проконтролировать данный процесс. Если выяснится, что нарушитель проигнорировал предписание, придется сообщить об этом в ГЖИ.
Как составить жалобу
Чтобы пожаловаться на нарушение в сфере ЖКХ, необходимо составить жалобу в свободной форме, придерживаясь делового стиля изложения. При этом заявитель обязан указать следующую информацию:
- реквизиты сторон;
- наименование УК или другого лица, действия которого указывают на несоблюдение норм действующего законодательства;
- адрес объекта, где было выявлено нарушение;
- описание сути обращения (когда возникла ситуация, как развивались события, были ли поданы обращения в другие надзорные органы, какие ответы от них были получены и т. д.);
- нормы закона, которые были нарушены;
- перечень требований: провести проверку, предоставить ответ по факт обращения, наказать виновных и т. д.;
- список приложений.
ГЖИ не будет рассматривать жалобу, если в ней не указаны данные заявителя.
Жалоба на неудовлетворительное санитарно-техническое состояние подъезда
В случае предоставления некачественной услуги по уборке подъезда или несоблюдения графика проведения таких работ (уборки проводятся с большими перерывами, из-за чего накапливается много мусора) управляющая компания обязана снизить тариф за содержание жилого помещения. Данное требование предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». Но управляющие компании часто игнорируют такую законодательную норму, и не меняют тарифы по собственной инициативе. В такой ситуации жильцу придется:
- Составить Акт нарушения качества предоставленных услуг по уборке помещения. На его основании должен быть осуществлен перерасчет их стоимости.
- Обратиться с заявлением о перерасчете стоимости оплаты в УК. При этом к документу следует приложить ранее составленный Акт, информация которого будет использоваться для определения новой стоимости услуги (ее размер должен уменьшиться пропорционально количеству полных дней, когда не производилась уборка).
- Если Управляющая компания не отреагирует на обращение или откажет в удовлетворении требований, следует пожаловаться в ГЖИ Челябинской области. Для этого придется составить соответствующий документ, приложить к нему копии Акта и заявления о перерасчете размера стоимости услуги. Дополнительно можно передать надзорному органу фотографии или видеоматериалы, которые подтвердят факт отсутствия регулярной уборки в подъезде.
Вопрос-ответ
Вопрос: Управляющая компания необоснованно подняла тариф на обслуживание дома. Жильцы обжаловали это решение, обратившись в Жилищную инспекцию. Но, несмотря на предписание изменить порядок расчетов и списать накопившиеся долги, УК уклоняется от такого обязательства. Что делать в подобной ситуации?
Ответ: Если получено соответствующее решение ГЖИ Челябинской области, то требования жильцов дома вполне правомерны. А если управляющая компания продолжает делать начисления по старой схеме и отказывается списать долги, следует повторно обратиться в Инспекцию. На основании такого заявления будет выписан штраф и повторное предписание об устранении нарушений. В отношении УК также может быть принята крайняя мера – аннулирование лицензии.
Вопрос: У жильцов сложилось впечатление, что председатель ТСЖ использует деньги не по назначению и осуществляет финансовые махинации. Сможет ли Жилищная инспекция помочь разобраться в подобной ситуации?
Ответ: Если есть основания полагать, что председатель ТСЖ совершил противоправное деяние, за которое предусмотрено уголовное наказание, лучше обратиться в Прокуратуру. Но при этом важно помнить, что в таком заявлении должна быть указана только достоверная информация. В противном случае заявителя могут привлечь к ответственности за клевету.
Вопрос: В многоквартирном доме произошла авария, вследствие которой было перекрыто водоснабжение в одном из подъездов. Как выяснилось, лопнула труба в одной из квартир. Но ее владелец находится вне зоны доступа, а УК не предпринимает никаких действий, чтобы решить проблему. Что делать?
Ответ: Подобные действия управляющей компании – это прямое нарушение условий лицензирования. Чтобы получить доступ в квартиру для устранения течи, она обязана обратиться в Полицию, так как только сотрудники правоохранительных органов могут проникать в квартиры без согласия владельцев (закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ). На УК следует пожаловаться в ГЖИ, что в данной ситуации можно сделать даже по телефону.
Вопрос: В отопительный сезон в квартире постоянно холодные батареи. Куда в таком случае следует обратиться?
Ответ: Если домом управляет компания, то она несет ответственность за оказание всех коммунальных услуг (ст. 161 ЖК РФ). Таким образом, она обязана по заявке жильца произвести замеры и устранить проблему. Если обращение в УК не принесет желаемого результата, придется пожаловаться в ГЖИ Челябинской области, которое проведет проверку и вынесет предписание об устранении нарушений.
Видео: В Челябинске в эксплуатацию был сдан дом с многочисленными дефектами
Законодательная база
При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020).
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).
- Закона от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге».