Каждый покупатель вправе написать жалобу на конкретного продавца, который отличился неадекватным поведением или допустил другие нарушения прав потребителя. Заявить о своем недовольстве можно в торговой точке, а в случае бездействия ее руководства следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

На что можно пожаловаться

Основанием написать жалобу на продавца могут быть его следующие действия:

  • грубость, хамство, оскорбление;
  • обман покупателя (недовес, неправильный расчет или сумма сдачи);
  • отказ возвращать или обменивать товар (кроме предусмотренных законом исключений);
  • несоответствие информации на ценнике и в чеке;
  • продажа бракованного, просроченного товара;
  • отказ в обслуживании, выдаче чека;
  • незнание/нарушение законодательства РФ о продаже определенных товаров только для лиц старше 18 лет.

Указанный перечень может быть дополнен индивидуальными обстоятельствами, в которых работник торговой точки нарушает интересы покупателя или действует в разрез с действующим законодательством.

Столкнувшись с неадекватным поведением сотрудника магазина, неисполнением ним профессиональных обязанностей, важно запомнить данные нарушителя (обычно ФИО указывается на бейдже, закрепленном на одежде). При наличии телефона можно записать происходящие события на диктофон или в видеоформате.

Решение конфликта на месте

Первый шаг в случае конфликта – попытаться решить его в стенах торговой точки. Для этого можно обратиться к менеджеру, администратору магазина и сообщить о ненадлежащем поведении сотрудника. В крупных торговых сетях обычно функционирует Отдел претензий или форма обратной связи на сайте, куда также можно обратиться с жалобой. Еще один вариант – попросить жалобную книгу (Книгу отзывов и предложений) либо взять ее самому, поскольку она должна размещаться в доступном для покупателей месте. Это обязательный документ для объектов розничной торговли (п. 8 Постановления Правительства №55), который должен быть оформлен по установленным стандартам: контакты руководства и надзорных инстанций на первом листе, нумерация всех страниц (чтобы не было возможности удалить неугодные замечания).

Отсутствие книги жалоб или отказ ее предоставить – дополнительный повод пожаловаться в Роспотребнадзор и привлечь сотрудника магазина к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

В жалобной книге следует указать:

  • ФИО продавца;
  • обстоятельства нарушения прав;
  • время, дату событий;
  • требования в отношении продавца;
  • контактные данные для обратной связи (по желанию).

Отзыв в книге жалоб и предложений

У руководства магазина будет 5 дней на рассмотрение обращения и уведомление покупателя. О его результатах и принятых мерах делается запись на обратной стороне той страницы, где была оставлена жалоба. Если покупатель оставил свои контакты – ответ должен быть дополнительно продублирован по указанным данным. Руководство также может попросить дополнительное время (до 15 дней) для дополнительного расследования обстоятельств и устранения нарушения.

Если все допустимые сроки прошли, а требования остались невыполненными, следует направить жалобу на имя руководства в письменной форме.

Поспособствовать более оперативному рассмотрению жалобы и принятию разумного решения может помочь упоминание намерений жаловаться в вышестоящие инстанции.

Направление письменной жалобы также необходимо в рамках соблюдения претензионного порядка обращения. Он является обязательным, если при последующем обращении в Роспотребнадзор планируется выдвигать требования о внеплановой проверке торговой точки.

Куда можно пожаловаться

При отказе руководства магазина урегулировать конфликт следует обращаться в вышестоящие инстанции. Их выбор будет зависеть от того, какие именно нарушения допустил продавец.

Роспотребнадзор

Основанием пожаловаться в Роспотребнадзор могут стать нарушения положений закона «О защите прав потребителей»:

  • продажа некачественной/просроченной продукции;
  • безосновательный отказ в возврате товара/уплаченных денег;
  • установление в торговой точке правил, противоречащих действующему законодательству;
  • нарушение сроков рассмотрения претензий, проведения экспертиз и пр.

Для более оперативного рассмотрения жалобы рекомендуется обращаться в территориальное подразделение Роспотребнадзора по месту событий. По Москве обращения принимаются:

  1. Почтой по адресу: 129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4, корп. 2, 3, 4. Информацию о регистрации обращения можно получить в рабочие дни до 18:00 (в пятницу до 16:45) по номеру 8 (495) 687-36-08 с учетом обеденного перерыва с 13:00 до 14:00.
  2. В Общественной приемной по указанному адресу. Кроме того, территориальные приемные Роспотребнадзора работают во всех округах Москвы. Их адреса и контактные телефоны можно узнать по ссылке http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/upravlenie/priemnaya
  3. Через электронную форму на официальном портале https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Если обращение может стать основанием для внеплановой проверки торговой точки, потребуется предварительная авторизация в системе ЕСИА.
По телефону 8 (495) 687-39-61 потребителям предоставляют безвозмездную помощь в составлении претензий, а также подготовке исковых заявлений, связанных с защитой прав потребителей.

Данные для направления обращений по другим субъектам РФ можно посмотреть по ссылке https://rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php

В жалобе следует указать свои ФИО, адрес и номер телефона, суть конфликтной ситуации с указанием адреса магазина, данных продавца и желаемый результат. При наличии следует приложить документы или другие материалы, подтверждающие основания обращения.

Образец жалобы на продавца в Роспотребнадзор

Скачать образец жалобы на продавца в Роспотребнадзор

Жалоба рассматривается не более 30 дней. Ее автору направляется ответ по существу поставленных вопросов. Роспотребнадзор может организовать внеплановую проверку, оформить предписание об устранении нарушений, привлечь к административной ответственности. Но инспекторы не могут обязать продавца вернуть деньги за некачественный товар или выплатить неустойку. С этой целью следует обращаться в суд, а официально оформленная жалоба будет в этом случае дополнительным аргументом при оформлении искового заявления.

Прокуратура

Жалоба в прокуратуру будет целесообразна, если ее основанием является нарушение гражданских прав:

  • денежные махинации (неправильная сдача, обсчет);
  • понуждение оплатить порчу товара, причиненную другим лицом;
  • мошеннические действия;
  • игнорирование жалобы другими инстанциями.

Обращаться в прокуратуру следует по месту проживания или регистрации. Адреса, телефоны и график работы подразделений своего города можно посмотреть по ссылке https://www.genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=ad.

При составлении жалобы можно ориентироваться на представленный выше образец. Дополнить ее следует доказательствами изложенных фактов и любыми материалами, которые имеют отношение к делу. Ответ должен поступить не позднее 30 дней. По факту обращения в торговой точке может быть проведена проверка. Если указанная информация подтвердится, виновные лица будут привлечены к ответственности, а руководству магазина вынесут постановление об исполнении требований покупателя (при условии их обоснованности).

Полиция

Применение продавцом физической силы, угрозы, несанкционированная торговля (к примеру, с лотка или самостоятельно оборудованной палатки) или другие преступные действия являются поводом для обращения в полицию. В таком случае следует написать заявление на имя начальника подразделения полиции с просьбой провести проверку и привлечь нарушителя к административной ответственности, а в некоторых случаях – возбудить уголовное дело.

Обращаться следует в дежурную часть отделения полиции, желательно на той территории, где произошел конфликт.

Суд

Последний вариант защиты своих прав – обращение в суд – будет целесообразен при неисполнении раннее данных продавцом обещаний, что дает право требовать неустойку, а также при необходимости компенсации материального или морального ущерба. Иск можно подать по месту жительства или по месту нахождения ответчика. Выбор судебной инстанции будет зависеть от цены иска:

  • до 100 000 руб. – мировой судья;
  • более 100 000 руб. – районный суд.

Исковое заявление следует составлять с учетом требований ст. 131 ГПК РФ. К иску нужно приложить копии ранее полученных ответов из других инстанций и собрать доказательства, подтверждающие правоту истца. В зависимости от обстоятельств это могут быть:

  • чеки, квитанции;
  • выписки по банковским счетам;
  • фото-, видеоматериалы;
  • показания свидетелей;
  • результаты экспертизы и пр.

Уплата государственной пошлины по искам о защите прав потребителей не требуется (ст. 17 закона № 2300-1). Средний срок вынесения решения в мировом суде по подобным делам – 1 месяц, в районном суде – 2 месяца.

Вопрос-ответ

Вопрос: Можно ли пожаловаться на продавца анонимно?

Ответ: Нет. Во-первых, анонимные жалобы могут быть оставлены без рассмотрения в государственных инстанциях согласно ст. 11 закона № 59-ФЗ. Во-вторых, за достоверность указанных сведений автор несет ответственность, вплоть до уголовной, если речь идет о сообщениях о совершенных преступлениях (ст. 306 УК РФ).

Вопрос: Продавец отказал в продаже энергетика несовершеннолетнему. Законно ли это?

Ответ: Действующее законодательство не запрещает продажу энергетических напитков (при условии отсутствия алкоголя) лицам до 18 лет. То есть отказ в продаже любому лицу, независимо от возраста, неправомерен.

Вопрос: Продавец по личным мотивам отказалась продавать мне вещь.  Недавно с ней был небольшой конфликт: из-за разговоров по телефону на рабочем месте образовалась очередь, о чем и было сделано замечание. Я указывала только на рабочие обязанности, на личности, в отличие от продавца, не переходила. Правомерен ли отказ в продаже товаров?

Ответ: Отказ неправомерен. На основании ст. 426 ГК РФ продавец обязан продавать товар каждому, кто к нему обратится. Исключение касается отдельных случаев, предусмотренных действующим законодательством, к примеру, отказ в продаже алкогольной или табачной продукции несовершеннолетним лицам.

Вопрос: Продавец торгует алкоголем без лицензии. Куда пожаловаться?

Ответ: В таких случаях следует обращаться в полицию по факту незаконного предпринимательства.

Вопрос: Продавец овощного ларька несколько раз обвешивал, называл большую сумму за взвешенный товар. На мои замечания реагировал хамством, кидал сдачу, номер телефона руководства давать отказался. Куда я могу написать жалобу?

Ответ: Можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Но для положительного результата обращения желательно иметь доказательства обвеса, обсчета, хамского поведения. Можно приложить видеозаписи конфликта, а также добавить информацию о других нарушениях правил торговли (если такие имеются).

Законодательная база

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (последняя редакция).
  2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (последняя редакция).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…»

Видео: Продавец и покупатель подрались из-за сдачи