Статьей 14.57 КоАП и федеральным законом №231 от 03.07.2016г. с 1 января 2017 года установлена административная ответственность за нарушение коллекторами правовых норм при взыскании проблемных долгов по всем видам кредитных обязательств. В случае нарушения своих прав и действующего законодательства гражданин может обратиться с жалобой в целый ряд государственных ведомств, некоммерческую организацию или правоохранительные органы. Основанием для подобного обращения могут быть не только звонки в неурочное время или личные встречи по инициативе взыскателя, а и угрозы, вымогательство и другие методы работы,  подпадающие под действие отдельных статей Уголовного кодекса РФ.

Куда жаловаться

Пожаловаться на специалистов, осуществляющих возврат проблемных обязательств, можно в следующие инстанции:

  1. Руководство агентства или компания, интересы которой они представляют.
  2. Федеральная служба судебных приставов.
  3. НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств).
  4. Роскомнадзор.
  5. Финансовый омбудсмен.
  6. Прокуратура.
Важно! Если коллектор не предоставил документы, подтверждающие его право требовать возврат текущей задолженности в установленном законом порядке, то должнику стоит воздержаться от каких-либо оплат и обратиться с жалобой в Прокуратуру, так как, в соответствии со ст. 163 УК РФ, подобные действия можно инкриминировать как вымогательство.

Руководство коллекторского агентства

Обжаловать методы работы специалиста по взысканию кредитных обязательств сначала можно в агентстве, интересы которого он представляет. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы разрешить конфликт и заставить коллектора придерживаться действующих правовых норм. Это можно сделать следующим образом:

  1. Оставить жалобу через форму обратной связи на сайте компании, описав суть претензии.
  2. По телефону клиентской поддержки.
  3. Лично обратиться в офис компании.
  4. Заказным письмом.

Узнать данные сотрудника (ФИО, занимаемая должность), можно в ходе телефонного разговора, так как он обязан представиться, прежде чем начать беседу с должником. Если коллектор игнорирует такое требование, можно зафиксировать дату и время его звонка, что поможет руководству компании выявить нарушителя.

Номер телефона, почтовый адрес и интернет-сайт агентства можно найти в документах, которые передаются клиенту как подтверждение права требования задолженности. Аналогичные сведения содержатся в государственном реестре, размещенном на сайте Ведомства. http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/.

Внимание! В реестре собраны данные только легальных компаний, осуществляющих профессиональную деятельность по взысканию долгов. Если такая информация о коллекторе отсутствует, то жаловаться можно только в правоохранительные органы.

Федеральная служба судебных приставов

С 1 января 2017 года на основании постановления Правительства РФ № 1402 от 19.12.2016г. ФССП уполномочена осуществлять надзорную деятельность за юридическими лицами, которые занимаются погашением проблемных обязательств. Обратиться в Федеральную службу судебных приставов можно в случае, если:

  • представитель компании действует анонимно, отказывается называть свои данные (фамилию, имя, отчество), занимаемую должность, адрес юридического лица;
  • специалист по возврату долгов устраивает личные встречи без согласия неплательщика;
  • от компании поступают звонки и смс сообщения в непредусмотренное для этого время (в рабочие дни с 22 до 8 часов, в праздничные и выходные дни с 20 до 9 часов);
  • профессиональный взыскатель пытается заставить должника выполнить условие кредитного договора до наступления срока его исполнения.

Личный прием

При первом обращении в Ведомство можно попасть на прием только к должностному лицу своего территориального органа. Записаться на определенную или ближайшую дату посещения можно через специальную форму http://fssprus.ru/fssponline/, где необходимо выбрать регион, структурное подразделение ФССП, должностное лицо, указать свои паспортные и контактные данные, а также изложить суть проблемы. После ее заполнения можно будет получить перечень документов, которые необходимо будет предоставить сотруднику Ведомства.

Если решить проблему не удалось на территориальном уровне, можно пожаловаться на действия коллектора начальнику управления центрального аппарата Ведомства или его заместителю, руководствуясь утвержденным графиком приема граждан http://fssprus.ru/2304993/. Это возможно только при наличии письменного ответа одного из руководителей территориального органа ФССП.

Если обращения к должностным лицам территориального органа и центрального аппарата не принесли желаемого результата, пожаловаться на специалиста по взысканию можно одному из руководителей ФССП РФ, график и часы работы которых размещены на сайте Ведомства http://fssprus.ru/2304992/. Для этого потребуется письменный ответ руководителя Управления центрального аппарата.

Записаться можно по телефону +7 (495) 620 64 74 (ежедневно), а личный прием граждан осуществляется по адресу: 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, дом 16/5, стр. 1.

По факсу

Пожаловаться на коллекторов в ФССП можно по факсу +7 (495) 620 65 37, детально описав сложившуюся ситуацию. Удостовериться в том, что заявление принято Ведомством к рассмотрению можно по круглосуточному телефону 8 800 250 39 32 (все звонки с территории России бесплатные).

По факсу можно отправить не только жалобу, но и документы, подтверждающие, что «сборщик долгов» действовал с нарушением закона.

Интернет-приемная

На сайте Ведомства гражданин может пожаловаться на методы работы сотрудников по возврату долгов через специальную форму http://fssprus.ru/form/, для чего необязательно проходить процедуру регистрации. Для этого необходимо:

  1. Ознакомиться с актуальной информацией о порядке подачи, обработки обращений и нажать кнопку «Ознакомлен».
  2. Указать свои персональные и контактные данные, а также выбрать структурное подразделение и сотрудника ФССП.
  3. В теме указать «Другие вопросы комплексного характера, требующие детального изучения обращения».
  4. По желанию выбрать в качестве способа получения ответ на электронную почту.
  5. Заполнить текст (не боле 4000 символов).
  6. Прикрепить электронные документы, которые будут подтверждать противоправность методов работы коллекторов.
  7. Подтвердить согласие на обработку персональных данных и ввести капчу (произвольный набор цифр).

Каждому обращению система присваивает код, по которому можно узнать о его текущем статусе на странице http://fssprus.ru/form/action/check.

Срок рассмотрения жалобы – не более 30 дней с момента получения. При необходимости он может быть продлен еще на 30 дней после соответствующего уведомления подавшего его гражданина.

НАПКА

В Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, которая представляет из себя некоммерческую организацию, можно пожаловаться на компанию, которая является ее участником. В отношении нарушителя может быть принят целый ряд дисциплинарных мер, вплоть до исключения из Ассоциации.

Обратиться в НАПКА можно несколькими способами:

  1. На личном приеме каждый четверг с 11.00 до 17.00 по адресу 109240, г. Москва, Котельническая наб., д. 17. Предварительная запись осуществляется по телефону +7 (985) 760 48 10 или по электронной почте voronin@napca.ru.
  2. Онлайн на сайте НАПКА http://www.napca.ru/napravit-zhalobu/.

Жалоба на коллектора в НАПКА

В случае обращения по Интернету следует:

  • указать свои данные;
  • выбрать ответчика – компанию, сотрудник которой проводит взыскательную работу с нарушением действующего закона (поле «Ответчик из списка»). Тогда копия претензии будет направлена и ее руководству, что ускорит процесс рассмотрения;
  • прикрепить документы, подтверждающие факт нарушения (например, запись разговора с коллектором по телефону, фотографии смс сообщений и т. д.). Это можно сделать, воспользовавшись опцией «Добавить файл».

Срок рассмотрения жалоб от граждан в НАПКА в среднем составляет 5-7 дней. Ответ можно получить на электронную почту, адрес которой укажет должник.

Роскомнадзор

В государственный орган, который отвечает за защиту персональных данных граждан, можно написать заявление на коллектора, если он нарушает ст. 13.11 КоАП РФ и ст. 137 УК РФ (разглашает информацию о наличии задолженности, звонит родственникам или соседям должника и т. д.).

Чтобы обратиться в Роскомнадзор, можно воспользоваться одним из доступных вариантов:

  1. Заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7 стр. 2. Жалобу на «сборщика долгов» можно подать в свободной форме, изложив суть проблемы и указав свои контактные данные. К письму можно приложить документы, подтверждающие факт нарушения.
  2. На странице сайта https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/. Для этого следует выбрать соответствующую опцию, определить его тематику «Обработка персональных данных», прикрепить файл, подтверждающий изложенные факты (объемом не более 15 Мб) и получить уникальный номер регистрации претензии. С его помощью можно узнать о текущем статусе обращения через форму https://rkn.gov.ru/treatments/checkstatus/.

Жалоба на коллектора в Роскомнадзор

Финансовый омбудсмен

Пожаловаться на превышение полномочий или незаконные действия коллекторов должник может финансовому омбудсмену – Павлу Алексеевичу Медведеву. Но это актуально только в том случае, если такие специалисты осуществляют работу по взысканию без выкупа задолженности (перехода права требования), действуя от имени банка.

Это можно сделать:

  1. Электронным письмом, отправив его на e-mail омбудсмена arb@yandex.ru или finomb@arb.ru.
  2. Заказным письмом по адресу 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12.
  3. На сайте финансового омбудсмена https://arb.ru/b2c/abuse/form.php.
  4. Принести лично. График приема граждан по личным вопросам: пн-чт. 9-17.30; пят. 9-16.00. Попасть на прием можно по адресу г. Москва, Сандуновский переулок, дом 3/1. Обязательное условие – надпись на конверте с документами: «Финансовый омбудсмен».

Узнать, было ли рассмотрено обращение, можно по телефону +7 (495) 957-81-81.

Прокуратура

Если у должника требуют возврата задолженности без документального подтверждения уступки права требования долга или в отношении него совершаются противоправные действия, такие как шантаж, угрозы, порча имущества, физическое насилие и т. п., то ему следует обратиться в прокуратуру и по возможности предоставить доказательства нарушения своих прав и действующего закона.

Пожаловаться на действия сотрудников агентства по взысканию долгов можно в территориальном отделении Прокуратуры или онлайн на сайте Московского управления http://www.mosproc.ru/ через Интернет-приемную.

Законодательная база

При подаче жалобы можно опираться на такие акты:

  1. ФЗ «О потребительском кредите (займе)» от 21 декабря 2013 года N 353.
  2. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 3 июля 2016 года N 231.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63 (ред. от 18.07.2017).
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 (ред. от 18.07.2017).
  5. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016).
  6. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1.

Путин взялся за коллекторов лично: видео