Законодательство Российской Федерации строго регламентирует права и обязанности сторон образовательного процесса, гарантируя надёжную основу для защиты интересов и свобод несовершеннолетних граждан. Однако школа не всегда гарантирует это своим учащимся. И с таким положением дел можно и нужно бороться. Обезопасить своих детей от темной стороны образовательного процесса поможет своевременное и правильное реагирование на проблему и, конечно, подкрепление своих законных требований актуальной правовой базой.

Основания для написания претензии

Для грамотного противостояния нарушениям необходимо иметь четкое представление о правах учащихся. Их полный перечень установлен Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Согласно ст. 34 ФЗ № 273 основанием для жалобы на школу, директора или учителя может стать:

  • отказ в принятии ученика в общеобразовательное заведение (вне зависимости от его проживания);
  • назначение дисциплинарных взысканий детям младшего школьного возраста или учащимся с выраженными особенностями психофизического развития и состояния здоровья, а также тем, которые находятся на больничном или каникулах;
  • отказ в переводе на особую форму обучения (ускоренную, индивидуальную и т. п.) или в другую школу;
  • оскорбление человеческого достоинства ребенка (Как написать жалобу на оскорбление), применение к нему физического или психического насилия;
  • отказ в предоставлении безвозмездной психологической, социально-педагогической и медицинской помощи;
  • наложение ограничений на свободу совести, выражение собственных взглядов, передачу и получение информации;
  • запрет на ознакомление с уставом учреждения или его локальными правовыми актами;
  • принуждение обучающегося к труду и к посещению мероприятий, не связанных с учебной программой;
  • привлечение к вступлению в политические и общественные объединения, а также к принятию участия в их деятельности без согласия ребенка.
Законодательством РФ для каждого гражданина предусмотрено гарантированное право на получение образования. И особенности во взглядах, религиозных, политических убеждениях, разница в социальном статусе и материальном положении не является основанием для ограничения этого права.

Прежде, чем направить письмо, необходимо удостовериться в правомерности своих претензий и в реальности свершении факта нарушения. Последний момент может вызвать недоумение, ведь слова ребенка для большинства родителей являются неопровержимым доказательством и определяющим основанием для жалобы. Но спешить с выводами не стоит.

Дело в том, что дети могли неверно толковать действия учителя или добавить красок обсуждаемой ситуации по другим причинам. Не следует забывать, что школьная травля направляется не всегда в сторону ученика — педагог также может стать жертвой этого негативного явления. Но и в обратные крайности пускаться не стоит. Подвергая явному сомнению откровения ребенка, родитель рискует лишить его необходимой помощи и защиты.

Поэтому перед подачей претензии рекомендуется повести собственное небольшое расследование: расспросить о происшествии других учеников, родителей и, по возможности, корректно побеседовать с учителем. Полученные сведения не только помогут сделать правильный вывод, но и добавят обращению основательности.

Особенности подачи

В случае несоблюдения положенных школьнику прав и свобод его родители или он сам могут приступить к осуществлению мер по их защите. Регламентируется этот процесс ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ.

На учителя

Неправомерные действия учителя или другого сотрудника общеобразовательного учреждения могут быть обжалованы следующим образом:

  • обращение к непосредственному начальнику нарушителя (директору школы);
  • вынесение спора на рассмотрение комиссии.

Жалоба на имя директора совершается в письменной форме. При ее написании обязательно указывается:

  1. ФИО директора.
  2. Номер и местоположение школы.
  3. Предмет жалобы (краткое описание происшествия, ФИО учителя и ученика, информация о возможных свидетелях).
  4. Суть просьбы.
  5. ФИО заявителя.
  6. Дата.

Урегулирование спорной ситуации также возможно посредством подачи заявления учащегося или его законного представителя (родителя, опекуна) о создании специализированной комиссии.

Членами комиссии являются представители родителей учеников и сотрудников школы. Они выбираются родительским комитетом и компетентным органом образовательной организации.

На рассмотрении заявления имеют право присутствовать конфликтующие стороны. Также, по мере необходимости, на заседание вызываются свидетели и другие лица, способные внести ясность в обсуждаемую проблему. На основании их показаний, законодательных актов и регламента учреждения, а также по результатам всестороннего анализа текущей ситуации выносится постановление. Его содержание — обязательно для всех участников спора, но и оно может быть обжаловано в судебном порядке.

При неудовлетворительном для потерпевшего исходе или отсутствии реакции со стороны руководства претензия подаётся в вышестоящие инстанции. Обжалованию в таком случае подлежит как изначальное правонарушение учителя, так и бездействие директора.

На директора

Претензия в адрес директора не может быть объективно рассмотрена в стенах учебного заведения и поэтому направлять ее следует в управление образования района. Составляется она аналогично жалобе на учителя, только в «шапке» обращения должно быть указано название управления, а в самом содержании — номер школы и ФИО руководителя школы.

Отправить письмо в районное управление можно по почте или на электронный адрес. Также у муниципальных органов есть свои официальные порталы и на некоторых из них действуют электронные приемные, обеспечивающие удобную подачу обращений на рассмотрение компетентных специалистов.

Почтовые, электронные адреса и ссылки на сайты управлений можно найти на официальных порталах Департаментов образования конкретного региона (субъекта РФ).

На школу

Жалоба на школу подаётся в случае нареканий на функционирование всего учреждения, когда в неправомерных действиях против учащихся было замечено не одно лицо, а несколько, включая директора. Вред, который был причинен ребенку в период его пребывания на территории учебного заведения, также является основанием для обжалования школьного порядка в целом. Примером этому может послужить травма, полученная на уроке физкультуры — учитель не уследил за соблюдением дисциплины на занятии, не сумел обеспечить безопасность учеников или не учел физиологические особенности пострадавшего, неадекватно нагрузив его упражнениями.

Процесс обжалования общеобразовательного учреждения схож с аналогичной процедурой в адрес директора. Для этого заявителю также нужно обратиться с письмом в муниципальное управление, а в само заявление вписать адрес и номер школы, описать правонарушение и перечень нарушителей с ФИО и информацией о занимаемых должностях.

В вышестоящие инстанции

Добиться большего эффекта можно, обратившись в такие государственные органы:

  1. Региональный департамент образования. (для Москвы)
  2. Федеральная служба по надзору (Рособрнадзор).
  3. Министерство (Минобрнауки).
  4. Роспотребнадзор.
  5. Прокуратура.
  6. Суд.
  7. Омбудсмен.

Региональный департамент образования

Этот элемент управления образовательными учреждениями в иерархии стоит выше муниципальных структур и подведомствен Министерству науки и образования. В компетенцию департаментов входит регулирование и обеспечение нормального функционирования учебных заведений, разработка и коррекция стандартов и программ, а также контроль за соблюдением прав учащихся.

С перечнем департаментов и адресами их официальных сайтов можно ознакомиться на портале Минобрнауки в разделе «В субъектах РФ» — http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.

Веб-сайт регионального отделения министерства содержит всю необходимую информацию для обращения граждан в соответствующем пункте меню. Как правило, там представлены контактные данные и часы приема уполномоченных сотрудников, на некоторых также работает сервис «Электронная приемная».

В целом требования к оформлению несложны к выполнению: достаточно полно и достоверно изложить суть проблемы и указать ее фигурантов. При этом следует не забывать о том, что обращение не должно быть анонимным: для разбора описанной ситуации по существу компетентным органам нужно знать ФИО и контактные данные отправителя.

Рособрнадзор

Служба по надзору осуществляет выявление, предупреждение и пресечение нарушений в сфере управления образованием и самих учебных заведений. Это значит, что в Рособрнадзор можно пожаловаться не только на школу, директора или учителя, но и на районное, региональное управление или их должностных лиц.

Направить жалобу в службу можно почтовым отправлением или через электронную приемную.

Письменное обращение посылается по адресу: 127994, г.Москва, ул.Садовая-Сухаревская, д.16, К-51, ГСП-4. Узнать о стадии рассмотрения жалобы можно по телефону +7 (495) 984-8919.

Для сигнализирования о нарушении онлайн нужно перейти на официальный сайт Рособрнадзора. В разделе «Общественная приемная» расположена специальная форма, в которую следует вписать следующие данные:

  1. ФИО заявителя.
  2. Индекс и почтовый адрес.
  3. Электронный ящик.
  4. Описание сложившейся ситуации.

К электронному ходатайству рекомендуется приложить файлы, подтверждающие или уточняющие изложенные обстоятельства: фото, сканы, видео, документы.

Электронная жалоба в Рособрнадзор

Пожаловаться в Рособрнадзор можно и в устной форме. Для этого нужно предварительно записаться на прием к руководителю соответствующего структурного подразделения по телефонам, указанным ниже:

  • Управление контроля и надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельность — +7(495) 608-6257 (жалоба на школу или ее сотрудников).
  • Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — +7(495) 608-6257 (жалоба на департамент или ее должностных лиц).

Минобрнауки

Министерство образования и науки — орган исполнительной власти федерального уровня. В его компетенцию входят:

  • вопросы, связанные с соблюдением прав участников образовательного процесса;
  • организация проведения оценки качества работы учреждения;
  • разработка и отмена нормативных актов и программ обучения;
  • прочие функции по совершенствованию, функционированию и урегулированию сферы образования.

Рассмотрению Минобрнауки подлежат обращения, полученные:

  1. По почтовому адресу — 125993, ГСП-3, Москва, улица Тверская, дом 11 или 117997, Москва, улица Люсиновская, дом 51.
  2. При личном визите гражданина в Общественную приемную Министерства — по адресу 117997, Москва, Люсиновская у л., д. 51 (при себе необходимо иметь паспорт).
  3. Через электронную форму, расположенную на официальном портале Минобрнауки www.mon.gov.ru.*

* — при составлении необходимо придерживаться следующих правил:

  • указывать личные данные заявителя;
  • избегать нецензурных выражений;
  • излагать свои требования в корректной и вежливой форме — оскорбления и угрозы в адрес должностного лица и его близких недопустимы;
  • не набирать текст в режиме Caps Lock;
  • использовать только кириллицу;
  • не направлять повторно ранее рассмотренную жалобу.
Образец обращения в Минобрнауки

Образец обращения в Минобрнауки

Роспотребнадзор

При нарушении санитарных норм в общеобразовательном учреждении будет целесообразно пожаловаться в Роспотребнадзор. Прием граждан по подобным вопросам осуществляется:

  1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — адресу г. Москва, Вадковский пер. д. 18 стр. 5,7. Осуществляется без предварительной записи по графику.
  2. Отделением Роспотребнадзора в регионах (адреса представлены на официальном сайте службы в разделе «Структура»).
График приема граждан в Роспотребнадзоре

График приема граждан в Роспотребнадзоре

Прокуратура и суд

Подача заявлений в эти инстанции осуществляется при свершении серьезных нарушений прав и свобод ребенка или тогда, когда обращения в органы исполнительной власти сферы образования не возымели должного эффекта.

Жалоба в прокуратуру составляется в строгой форме и содержит:

  1. Наименование органа прокуратуры и его адрес.
  2. ФИО, адрес и контактные данные заявителя.
  3. Описание правонарушения, ФИО и должности его действующих лиц, меры, которые были приняты заявителем для решения данной проблемы.
  4. Подпись и дата подачи.

По результатам проведенного расследования прокуратура может привлечь должностное лицо к административной ответственности или передать дело для дальнейшего разбирательства в суд.

Иск в суд можно подать и без предварительного обращения в прокуратуру. При наличии неразрешимой спорной ситуации законный представитель при помощи юриста составляет исковое заявление и вместе с собранными доказательствами предоставляют на рассмотрение органа правосудия.

Омбудсмен

В случае, когда в борьбе за защиту и отстаивание законных прав ребенка исчерпаны все средства, а справедливость так и не была восстановлена, можно обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ — омбудсмену. Его деятельность не может заменить сферу влияния правомочных государственных органов, но способна существенно дополнить имеющиеся правозащитные институты.

Ходатайство на имя омбудсмена в обязательном порядке сопровождается копиями решений и постановлений по ее рассмотрению в судебном или административном порядке.

Более подробно ознакомиться с регламентом приема обращений можно по телефонам: +7 (495) 607-19-22, +7 (495) 607-34-67. Звонить в будние дни с 9:30 до 17:30 (в пятницу до 16:30).

Почтовый адрес Уполномоченного по правам человека в Москве: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, к. 115. Правозащитная карта с контактными данными омбудсменов по регионам — http://map.rightsrf.ru.

Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org.

Последствия

Удовлетворение жалобы на школу, директора или учителя влечет за собой следующие последствия:

  1. Определение и обязание к исполнению мер по урегулированию спорной ситуации.
  2. Пересмотр устава и нормативных актов общеобразовательного учреждения.
  3. Лишение лицензии частной учебной организации.
  4. Назначение и применение мер дисциплинарного или административного взыскания, а иногда и уголовного наказания виновному.
  5. Увольнение или снятие с должности правонарушителя.
  6. Возмещение материального или морального ущерба пострадавшему.

Законодательная база

Список законодательных актов, регламентирующих порядок подачи и рассмотрения претензий на сотрудников и организации общеобразовательной сферы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
  3. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.