Жители многоквартирных домов зачастую создают товарищество собственников жилья, чтобы уйти от недобросовестной управляющей компании и собственными силами сделать комфортные условия проживания.
Но если граждане недовольны новой структурой или ТСЖ нарушает их права, жалоба в вышестоящие органы поможет повлиять на ситуацию.
На что жители дома могут жаловаться?
Подавать обращение может любой член товарищества.
Распространенные причины жалоб:
- нарушаются сроки выполнения текущего ремонта;
- не убираются места общего пользования и придомовая территория;
- предоставляются некачественные услуги или не оказываются вовсе;
- не устраняются аварии в обозначенные сроки.
Но ТСЖ может ещё и обманывать жителей:
- В квитанциях указываются суммы согласно нормативам, а деньги в ресурсоснабжающие организации перечисляются по показаниям общедомовых счетчиков.
Коэффициенты могут завышаться на небольшие суммы, например, на 20 рублей. Если в доме 1 тыс. квартир, то ТСЖ получит 20 тыс. прибыли.
- Деньги перечисляются подрядчикам за работы, которые по факту не выполнялись.
Похожая схема: оплачиваются проведенные работы по цене ниже рыночной, а разницу присваивает руководство товарищества.
Например, в Саратовской области должностные лица одного из ТСЖ перечисляли денежные средства жителей на счета подставных фирм. Ущерб был оценен в 500 млн руб. Прокуратура завела дело по статье «Мошенничество».
Другой пример: в Оренбурге председателя ТСЖ приговорили к 1 году и 6 месяцам лишения свободы и выплате штрафа в размере 50 тыс. рублей. Наказание было заменено на условный срок. Председателя признали виновным в злоупотреблении доверием и причинении ущерба энергосбытовой компании «Т Плюс», которая не получила оплату за предоставленные услуги.
- Дополнительные доходы скрываются от членов товарищества, например, за размещение рекламы.
Пустующие и не оформленные на кого-либо помещения тоже учитываются. Они принадлежат собственникам дома, их зачастую сдают под офисы. Правда, деньги получает руководство ТСЖ, либо получает разницу между официальной и неофициальной ценой.
- Решения принимаются без уведомления жителей.
Например, в Энгельсе жители дома №35 пожаловались в прокуратуру: новым председателем товарищества собственников стал человек, который не имеет отношения к указанному дому. Помимо прокуратуры, жители направили жалобы в Жилищную инспекцию, Налоговую инспекцию и отдельно прокурору области.
Недобросовестным может оказаться и бухгалтер ТСЖ:
- деньги за коммуналку собираются наличными, но на расчетный счет они не доходят или перечисляются не в полном размере;
- оформляются поддельные документы, согласно которым происходит закупка материальных ценностей, а деньги на самом деле перечисляются на личный счет;
- за счет доверительных отношений с председателем используется его электронная подпись, чтобы расходовать деньги на личные нужды;
- в штат оформляются знакомые бухгалтера, которым потом оплачивают якобы выполненную работу.
В некоторых ситуациях потерпевшим становится председатель, который обращается с судебным иском к ТСЖ.
Например, получив должность, председатель заключил трудовой договор с ТСЖ. Когда товарищество было ликвидировано, женщина обратилась в суд, чтобы получить часть невыплаченной зарплаты, оплату за неиспользованный отпуск и компенсацию морального вреда.
Однако суд посчитал отношения гражданско-правовыми, поскольку существует запрет на заключение трудового договора с председателем и членами правления. Женщина пожаловалась в Конституционный суд, который признал право истца на компенсацию, поскольку вид договора не был закреплен ни в одном из документов.
Куда жаловаться?
Сначала нужно пытаться решить вопрос непосредственно с руководством ТСЖ.
ТСЖ
Заявление пишут от руки или распечатывают на принтере. Единой формы не существует, но нужно придерживаться общих рекомендаций по составлению официальных документов.
Жалоба состоит из нескольких частей:
- вводная — указываются контактные данные отправителя (ФИО, номер телефона, email и почтовый адрес) и полное название организации, куда направляется обращение;
- основная — пишется суть жалобы, желательно со ссылками на нормативно-правовые акты;
- раздел с требованиями — описывается, как нужно ситуацию исправить и что должно получиться;
- перечень приложений — прикладываются фотографии и документы в качестве доказательства слов;
- дата и подпись.
Если жалоба коллективная, то в конце ставятся имена всех участников и их подписи. Заявление от группы людей считается более эффективным инструментом воздействия.
Если жалоба отправляется в вышестоящие инстанции, то необходимо приложить доказательства того, что гражданин пытался решить конфликт мирным путем. Среди документов может быть:
- заявление в ТСЖ на имя его председателя;
- ответ от ТСЖ;
- протокол собрания собственников;
- квитанции;
- фотографии.
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ)
ГЖИ может инициировать проверку товарищества, пресечь нарушения и установить систематический надзор за организацией.
Стандартные способы связи с ведомством:
- прийти лично — адрес и контактные лица можно найти на сайте регионального отделения;
- воспользоваться услугами почты;
- зайти в интернет-приемную на сайте регионального отделения;
- отправить по электронной почте.
Роспотребнадзор
Подавать жалобу в ведомство можно одновременно с заявлением в ГЖИ. Роспотребнадзор защищает права граждан, если их нарушили, а качество предоставляемых ТСЖ услуг не соответствует заявленным.
На выбор гражданину несколько способов связаться с организацией:
- прийти на личный прием в региональный филиал по предварительной записи;
- направить электронное обращение через сайт: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/;
- сообщить устно по телефону 8-800-100-00-04;
- отправить письмо почтой или курьером по адресу регионального филиала;
- зайти на Госуслуги и отправить жалобу.
Прокуратура
Незаконное повышение тарифов, серьезные правонарушения, нецелевое расходование общих денежных средств — это повод воздействовать на товарищество через прокуратуру. Обратиться можно и в случае, если другие государственные органы бездействуют.
Связываются с надзорным органом следующими способами:
- отправляют письменное обращение — либо курьером, либо через почтовое отделение;
- оставляют письмо у здания прокуратуры по месту проживания или регистрации в ящике «Для обращений и заявлений»;
- озвучивают жалобу устно на приеме;
- отправляют электронное обращение через сайт https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf — в отделение субъекта РФ или сразу в Генеральную прокуратуру.
Суд
Судебная инстанция является последней в списке ведомств, которые способны повлиять на ТСЖ. Сюда обращаются, если возникли финансовые претензии, члены товарищества недовольны решениями председателя, не выполняются обещания и требования, которые оговаривались на коллективном собрании.
Необходимо обращаться к мировому судье, если сумма иска — меньше 100 тыс. руб. Если сумма больше, то заявление отправляют в районный суд.
Перечню доказательств в судебном иске уделяется особое внимание: их должно быть достаточно, чтобы выиграть дело. Подготовка должна быть серьезной и целесообразнее обратиться к юристу.
Иск направляют в судебную инстанцию одним из способов:
- отдают лично в канцелярии;
- отправляют через электронную приемную на сайте суда;
- используют услуги почтовой службы.