Вовремя направленная жалоба на участкового терапевта – это не только возможность привлечь специалиста к ответственности за неправомерные действия, но и способ добиться предоставления качественных медицинских услуг, а иногда и спасти жизнь.

В каких случаях подавать жалобу основания

Кроме общих федеральных законов в сфере здравоохранения, деятельность участкового терапевта регулируется должностной инструкцией и Приказом Минздрасоцразвития РФ № 765 от 07.12.2005. Согласно документу, его обязанности заключаются в том, чтобы:

  • вести диспансерное наблюдение пациентов (в том числе с правом на социальные услуги);
  • организовать и реализовать диагностику и лечение разного рода заболеваний (в том числе восстановительный процесс) в условиях амбулатории, дневного стационара и на дому;
  • оказывать при неотложных состояниях (травмах, отравлениях, острых заболеваниях) медицинскую помощь на дому, в амбулатории и стационаре;
  • проводить профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению заболеваний на ранних и скрытых стадиях;
  • направлять к другим специалистам по медпоказаниям (в том числе для стационарного и восстановительного лечения);
  • организовать и реализовать иммунопрофилактику и противоэпидемические мероприятия;
  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности, направлять необходимые документы на медико-социальную экспертизу;
  • выдавать заключение о необходимости санаторно-курортного лечения для пациента;
  • взаимодействовать с учреждениями сферы здравоохранения, в том числе страховыми компаниями и пр.
  • организовать совместно с представителями соцзащиты медико-социальную помощь для определенных категорий граждан (нуждающихся в уходе, престарелых, одиноких, инвалидов и пр.);
  • вести медицинскую документацию по установленным правилам;
  • контролировать деятельность среднего медперсонала;
  • способствовать повышению санитарно-гигиенической образованности населения, проводить консультации по вопросам здорового образа жизни.

Пожаловаться на участкового терапевта можно при неисполнении указанных должностных обязанностей. Кроме того, основанием может стать нарушение морально-этических норм, навязывание платных услуг или завышение их стоимости, вымогательство в любых его формах, а также нарушение общих прав пациента на качественные услуги, своевременное лечение, предоставление достоверной информации о методах диагностики, лечения и реабилитации.

Куда жаловаться

При подаче жалобы на участкового врача рекомендуется соблюдать принцип иерархичности, то есть обращаться сначала к его непосредственному руководителю, а затем в территориальные или федеральные органы, уполномоченные реагировать на нарушение прав пациента.

Главный врач

Попытаться решить проблему с участковым терапевтом на первом этапе конфликта можно посредством обращения главному врачу поликлиники. Поводом может быть отказ в приеме по записи, выдаче направлений к узкому специалисту, приеме без записи при острой боли, а также случаи профессиональной некомпетентности или ненадлежащего поведения.

Ситуации, когда ошибочно поставленный диагноз и неоказание своевременной помощи, привели к значительному ухудшению здоровья или материальному ущербу, можно квалифицировать по ст. 293 УК РФ. Обращаться с такими проблемами следует не только к главному врачу, но и в прокуратуру.

График работы, контактные данные главврача можно узнать на информационном стенде или официальном сайте медучреждения. Пожаловаться можно в устной форме на личном приеме или оформить письменное обращение. В последнем случае следует составить для себя дополнительный экземпляр жалобы, где попросить поставить отметку о факте приема.

Образец жалобы главному врачу

Срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 дней. Заинтересованный в неразглашении конфликтной ситуации руководитель попытается уладить ситуацию мирным путем. Он вправе применить меры дисциплинарного взыскания к своему подчиненному. Если же главный врач не увидит в действиях/бездействии участкового терапевта нарушений, следует привлекать к решению проблемы другие инстанции.

Департамент/Министерство здравоохранения

Во всех субъектах РФ действуют Департаменты (Управления) здравоохранения, которые обязаны контролировать деятельность муниципальных медучреждений и их персонала. В эту инстанцию можно пожаловаться как на нарушения со стороны участкового терапевта, так и на главного врача поликлиники, если последний не отреагировал на предварительные претензии пациента.

Специального шаблона для оформления жалобы нет, поэтому ее можно составить в свободной форме. Важно указать:

  • наименование адресата и сведения об отправителе (ФИО, адрес, номер телефона);
  • совершенные терапевтом нарушения;
  • доводы, подтверждающие обоснованность обращения;
  • требования по отношению нарушителю;
  • дату составления документа, подпись с расшифровкой.
Не стоит подавать жалобу с безосновательным заявлением о профессиональной некомпетентности участкового врача. Не рекомендуется использовать формулировки вроде «было назначено неправильное лечение», «поставлен ошибочный диагноз». Вместо них лучше использовать фразы «назначено лечение, которое привело к ухудшению состояния, что проявилось в…». Также можно ссылаться на сведения, подтверждающие неправильный диагноз или лечение, например, заключения другого специалиста.

Образец жалобы на терапевта в Департамент здравоохранения

Скачать образец жалобы на терапевта в Департамент здравоохранения

Направить жалобу можно почтовым отправлением, принести лично в общественную приемную или отправить через электронную приемную. Контактные данные Департамента можно посмотреть на официальном портале ведомства своего региона.

Жалобу здесь обязаны рассмотреть в течение 30 дней. Изложенная информация подлежит проверке, после чего принимается решение о полном или частичном удовлетворении требований либо отказе. Независимо от результатов рассмотрения, отправителю должно быть направлено соответствующее уведомление (в письменной или электронной форме).

Если результат рассмотрения окажется неудовлетворительным, следует обратиться в Министерство здравоохранения, сначала своего региона, а потом и Российской Федерации.

Страховая компания

Наличие полиса обязательного медицинского страхования дает право жаловаться на действия/бездействие участкового терапевта страховую компанию, которая оформила документ. Как правило, здесь работают специальные отделы по рассмотрению жалоб. Их сотрудники вправе контролировать деятельность медучреждений, проверять компетентность медработников и правильность поставленного диагноза. Среди наиболее распространенных нарушений:

  • навязывание платных услуг;
  • отказ в бесплатном приеме или лечении обладателю страховки;
  • проведение некачественного или неполного лечения.

Росздравнадзор

Нарушение прав пациента, неудовлетворенность результатами лечения, нарушение стандартов и правил оказания медпомощи дают право на обращение в Росздравнадзор. Для начала следует обращаться в территориальный отдел по месту своего жительства. Сделать это можно посредством телефонного звонка, письменного или электронного обращения, личного обращения к специалистам ведомства. Как и в других государственных инстанциях, на рассмотрение жалобы отводится не более 30 дней.

Прокуратура

Поводом для обращения в прокуратуру могут быть любые случае нарушения законодательства в сфере здравоохранения, а также отсутствие должной реакции на проблему со стороны руководства медицинского учреждения или компетентных органов.

Жалобу следует направлять в отделение прокуратуры по месту жительства. Все изложенные в сведения желательно подтвердить доказательствами: выписками из истории болезни, квитанциями, чеками, рецептами, записями разговоров, полученными ответами из других инстанций.

После предварительно проверки информации прокуратура назначит проверку медучреждения и деятельности терапевта, а по ее результатам оформит протест или предписание об устранении нарушений. При наличии оснований для административного или гражданского судопроизводства материалы могут быть направлены в суд.

Полиция

Обращаться в полицию целесообразно в случае действий участкового терапевта, попадающих под статьи УК РФ:

  • причинение вреда здоровью;
  • смерти по причине халатности специалиста;
  • оскорблений, нарушения врачебной тайны;
  • вымогательства, требования взятки.
Под уголовную ответственность попадает не только получение, но и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Чтобы избежать привлечения к ответственности, разговор о вымогательстве желательно записать в аудио- или видеоформате и передать запись в полицию или прокуратуру.

Полиция проведет полноценное расследование для проверки указанной информации и, а при наличии оснований – заведет административное или уголовное дело.

Суд

Если обращение в указанные выше инстанции не принесло желаемого результата, последний вариант защитить свои права – подача искового заявления в суд. Кроме того, в только в судебном порядке можно добиться компенсации материального или морального ущерба. Все требования важно подкрепить весомыми доказательствами: копиями медицинской карты, справок, заключений (в том числе от других специалистов), рецептов, чеков. В случае причинения вреда здоровью понадобится независимая экспертиза, которая подтвердит, что именно действия/бездействие терапевта спровоцировали ухудшение состояния здоровья. Компенсацию расходов на ее проведение можно заявить среди прочих требований к ответчику.

На практике суды неохотно берутся за рассмотрение дел в отношении медработников и лечебных учреждений. При самостоятельном ведении спора и отсутствии надлежащего опыта можно вряд ли рассчитывать на принятие решения в свою пользу, поэтому желательно обратиться за помощью к практикующему юристу.

Видео:  На Урале решили судить сельского врача, пытавшуюся спасти ребенка

Вопрос-ответ

Вопрос: Считаю, что неправильно подобранное терапевтом лечение спровоцировало ослабление иммунитета. Теперь очень часто болею. Можно ли подать жалобу?

Ответ: Вам нужно сначала пройти экспертизу, которая установит взаимосвязь между ухудшением иммунитета и лечением от врача. Если причина окажется в применении необходимых для поддержания здоровья препаратов, то вина терапевта отсутствует, поскольку от побочных эффектов никто не застрахован. Если же выяснится несоответствие выбранного лечения заболеванию, имеет смысл жаловаться главному врачу поликлиники и обращаться в суд.

Вопрос: Обратилась с жалобами на боли в груди к участковому врачу, но он отказал в приеме без предварительного обследования у гинеколога. Правомерно ли это?

Ответ: Обязанность врача-терапевта –  после первичного осмотра организовать необходимые консультации и обследования у узких специалистов, то есть выдать соответствующие направления или талоны. Отказ в оказании медицинской помощи неправомерен. Для начала стоит обратиться с жалобой к главврачу.

Вопрос: Хочу пожаловаться главврачу на своего участкового терапевта. Имею ли я право записывать или снимать на видео этот разговор?

Ответ: Записать можно в любом случае. Но, чтобы использовать этот материал в дальнейшем, нужно перед включением записи предупредить главврача или впоследствии получить от него соответствующее разрешение.

Вопрос: Терапевт отказался выдавать направление на бесплатный анализ на гормоны щитовидной железы. Хочу написать жалобу. На какие законы можно ссылаться?

Ответ: Законов, определяющих необходимость определенных анализов, нет. Терапевт руководствуется оценкой состояния здоровья пациента и внутренними положениями. Если есть возражения на его действия, можно написать жалобу главному врачу или сдать анализы на платной основе.

Вопрос: Мой терапевт оформил документы о моих якобы визитах к нему, хотя я в это время был на работе. Об этом есть отметки в специальной рабочей программе и подтверждения из отдела кадров. Куда я могу пожаловаться?

Ответ: Подобные действия можно квалифицировать как подделка документов, за которую предусмотрена ответственность по ст. 327 УК РФ. Следует обратиться с заявлением в полицию. Они проведут проверку на предмет законности действий медработника.

 

Законодательная база

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
    от 07.12.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».
  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция).
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (последняя редакция).
  4. Уголовный кодекс РФ.