Qiwi кошелек — это российская система платежей, которую любят за удобные и быстрые переводы денежных средств. А еще это простая регистрация на сервисе, возможность покупать товары и оплачивать услуги, накапливать средства и проводить обменные операции.
Система Qiwi остается интернет-сервисом, поэтому здесь можно встретиться с кибермошенниками. Чтобы защитить свои права и по возможности вернуть украденные средства, гражданину предстоит обратиться в службу поддержки Киви, правоохранительные органы или вышестоящие инстанции.
Как обманывают мошенники?
Аферисты придумывают разные уловки, чтобы обмануть держателей кошелька. Но можно избежать неприятностей, если понимать, как действуют мошенники.
Выставляют счета
Пользователь выбирает товар, оформляет заявку и указывает реквизиты своего кошелька. Компания выставляет счет в Qiwi, но мошенники подменяют его: покупатель оплачивает не то, что заказал, и переводит деньги аферистам. Граждане не всегда проверяют счета, особенно в случае небольших сумм.
Похожий сценарий: пользователю поступает звонок или SMS-сообщение. Посыл такой: гражданину направлен перевод средств, но чтобы получить его, необходимо оплатить комиссию. Приходит счет для оплаты, который на самом деле мошеннический.
Присылают SMS-сообщения о выигрыше
В сообщении говорится о том, что пользователь выиграл крупный приз, например, автомобиль, и ему необходимо оплатить небольшие расходы, связанные с доставкой приза, или какую-либо комиссию.
Иногда звонят напрямую и представляются сотрудниками некой компании.
Гражданин переводит денежные средства, а после приходит еще одно SMS-сообщение, где указан код и короткий номер, на который его нужно переслать. Как только пользователь отправляет код, с кошелька списывают деньги.
Возможен другой сценарий: для получения приза пользователя просят подтвердить свою личность, назвав ФИО и код из сообщения.
Присылают SMS-сообщения с ошибочным зачислением платежа
Пользователю приходит SMS-сообщение о том, что баланс пополнен на определенную сумму денег. Отправителем может быть, например, «Qiwi Wallet» или незнакомый номер.
Через некоторое время приходит сообщение с другого номера. Некий гражданин утверждает, что ошибочно зачислил платеж на счет пользователя и просит вернуть деньги.
Для подтверждения слов он может даже прислать скриншот с оплатой (который нарисовал в фоторедакторе).
Доверчивый человек переводит сумму со своего счета мошеннику.
Звонят из службы поддержки
Гражданину звонит «сотрудник» из службы поддержки и сообщает о подозрительной транзакции, которую нужно проверить и отменить прямо сейчас. Мошенник давит психологически, нагнетает ситуацию и убеждает быстрее назвать код из SMS-сообщения, который поступит на телефон.
Пользователь боится потерять деньги, поэтому называет код, иногда не глядя в содержание текста. В итоге, держатель кошелька действительно теряет средства.
Завлекают на фишинговые сайты
Цель фишинга — завладеть конфиденциальными данными пользователя. Для этого владельцу нужно зайти на поддельный сайт, который по дизайну и содержанию похож на оригинальный. Невнимательный пользователь может не увидеть разницу.
Нередко мошенники используют массовую рассылку сообщений, где говорится о новых акциях, услугах и т.п. Под разными предлогами они призывают перейти на сайт Qiwi для совершения каких-либо действий. Однако пользователь окажется на поддельном сайте: если указать личную информацию, она будет у аферистов.
Куда обратиться с жалобой на мошенников?
Указанные действия — выманивание денежных средств обманным путем — рассматриваются как мошенничество, которым занимается полиция. Вернуть украденное получается не всегда, но обращение в правоохранительные органы может спасти будущих жертв. Способов два.
- Перейти на официальный сайт МВД — https://мвд.рф/request_main. Выбрав подразделение «Управление «К», гражданин заполняет электронную форму обращения и отправляет ее.
- Написать заявление в ближайшем отделении полиции. Пострадавшему выдают талон, который является подтверждением, что заявление приняли.
В обращении в правоохранительное ведомство стандартно указывают контактные данные и описывают суть мошенничества. Можно приложить скриншоты переписок и прочие доказательства.
Как обратиться с жалобой в Киви кошелек?
Сотрудники Qiwi призывают обращаться в службу поддержки во всех ситуациях: и мошенничество, и нарушение прав потребителя.
- Если товар или услуга были оплачены, но гражданин не получил их.
- Если пользователь перевел денежные средства на счет мошенников.
- Если с кошелька были переведены деньги без уведомления пользователя и т.п.
Однако в случае мошеннических действий гражданин сначала подает заявление в полицию, а затем пишет в службу поддержки Qiwi. Сотрудники платежной системы при наличии подтверждающих документов предпримут меры, чтобы помочь пользователю, в том числе заблокируют счет и карту.
Связаться со службой поддержки Qiwi и сообщить о проблеме можно разными способами:
- Зайти на сайте в раздел «Безопасность», далее — «Основные виды мошенничества» и «Я столкнулся с мошенничеством».
- Перейти на сайте в раздел «Связаться с нами».
- В мобильном приложении зайти в «Профиль» и выбрать вкладку «Написать в чат» или «Позвонить в поддержку».
- Позвонить по номеру горячей линии — 8 800 707 77 59.
- Написать на электронную почту — региональные адреса указаны во вкладке «Контакты» https://corp.qiwi.com/contacts/central-office;
- Посетить офис лично.
- Обратиться через социальные сети — ВКонтакте, Одноклассники.
В форме электронного обращения на сайте необходимо заполнить поля:
- контактные данные — номер кошелька и email;
- суть проблемы/обмана;
- номер телефона или кошелька мошенника;
- дату оплаты и приблизительное время платежа;
- сумму платежа.
Куда еще можно пожаловаться?
Если пользователь уверен, что его права нарушены, а поддержка Qiwi не реагирует, то можно подать заявление в государственные инстанции.
В Центральный банк России
Надзор за национальными платежными системами осуществляет Банк России. Граждане обращаются по разным вопросам:
- блокировка счета;
- сомнительное качество обслуживания;
- распространение конфиденциальных данных пользователей и т.п.
При составлении обращения стоит придерживаться делового стиля. Писать емко и лаконично. Обязательно указывать контактные данные того, кто обращается с жалобой.
Связаться с сотрудниками Центрального банка можно несколькими способами:
- позвонив в контакт-центр — по телефону 8 800 300-30-00 или 300;
- отправив обращение в электронной форме — https://cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint;
- записавшись на личный прием — по предварительной договоренности;
- написав в чате мобильного приложения.
В Роспотребнадзор
Организация защищает права потребителей, поэтому гражданин может пожаловаться, указав причину и обстоятельства случившегося. Несколько способов обратиться за помощью.
- Отправить обращение в электронном формате — на сайте https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
- Встретиться лично с сотрудником Роспотребнадзора.
- Отправить письмо обычной почтой на адрес отделения.
- Зайти через Госуслуги и отправить жалобу.
Если руководство Qiwi не реагирует, то действовать дальше.
В прокуратуру
Удобный и быстрый способ: написать электронную жалобу на сайте Генеральной прокуратуры РФ https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.
Однако можно воспользоваться и более «старыми» методами:
- прийти в отделение по месту регистрации или фактического проживания;
- положить письмо в ящик «Для обращений и заявлений»;
- воспользоваться услугами почты.
В суд
Судебная инстанция является крайней мерой. В исковом заявлении обязательно прикладываются доказательства (скриншоты, чеки и т.п.) и прописывается сумма компенсации, которую требует гражданин.
Без официальной претензии, направленной в Qiwi, не стоит обращаться в суд. Претензия является доказательством попытки гражданина решить вопрос досудебным способом.
Отправить иск можно в электронной форме через сайт выбранного суда, почтовой связью или при личной встрече с сотрудником канцелярии.