Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.
Как написать жалобу на органы опеки
Написать жалобу на органы опеки можно несколькими способами:
- Почтой России.
- С помощью онлайн-сервисов «Электронная приемная».
Куда пожаловаться на органы опеки
Пожаловаться на превышение полномочий, коррумпированность чиновников можно в следующие инстанции:
- Прокуратура
- Суд
- Уполномоченный по правам ребенка (если нарушены права несовершеннолетнего)
- Уполномоченный по правам человека в РФ
Жалоба в прокуратуру
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина РФ, за исполнением законов различными службами, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.
Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.
При написании жалобы в районную прокуратуру следует соблюдать следующие рекомендации:
- Контактные данные заявителя должны быть достоверными и полными. Анонимные жалобы на органы опеки не принимаются к рассмотрению.
- Жалоба должна быть написана на русском языке и разбита на предложения.
- Текст жалобы должен содержать максимум сведений, которые понадобятся для ее разрешения. В противном случае, жалоба будет возвращена заявителю.
- Если жалоба отправляется через он-лайн приемную, то заявитель может прикрепить к ней подтверждающие видео-аудиоматериалы или текстовые/графические файлы. Максимальный объем документов не должен превышать 5 Мб. Допустимы следующие форматы: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, tif, mp3, avi, mp4, wmv, mov.
- Если жалоба содержит материалы, превышающие допустимый объем, то их рекомендуется отправлять почтой в адрес районной прокуратуры. В тексте электронного обращения следует указать это.
Адреса прокуратуры по округам можно найти по ссылке: http://www.mosproc.ru/rukovodstvo/district-list.php.
Адреса прокуратуры в субъектах РФ: http://ipriem.genproc.gov.ru/structure/subjects/
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка является гарантом защиты прав и интересов несовершеннолетних. В его полномочия входит проведение проверок органов опеки и выдача заключения по факту выявленных нарушений.
Контакты:
Адрес для писем: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1
Телефон: +7 (499) 251-41-40 (приемная), +7 (495) 221-70-66 (факс)
У уполномоченного по правам ребенка есть страницы в соцсетях. Это новостные ресурсы, прием жалоб там не ведется:
- Официальный твиттер: https://twitter.com/RFdeti
- Официальная страница на фейсбуке: https://www.facebook.com/rfdeti
На официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ функционирует электронная приемная. Чтобы отправить электронную жалобу на органы опеки и попечительства необходимо перейти по ссылке http://www.rfdeti.ru/letter и заполнить специальную форму
Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ: http://www.rfdeti.ru/regions
Внимание!
Для оперативного рассмотрения жалобы на органы опеки заявитель должен направлять обращение Уполномоченному, который согласно законодательству РФ защищает права детей, проживающих в конкретном регионе. В противном случае жалоба будет перенаправлена в адрес регионального Уполномоченного, что может затянуть сроки ее рассмотрения.
Уполномоченный по правам человека в РФ
Уполномоченный по правам человека в РФ – Москалькова Татьяна Николаевна.
Адрес для писем: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Телефон приемной: (495) 607-19-22, (495) 607-34-67.
Информацию о судьбе своей жалобы, стадии ее рассмотрения можно получить по телефону (495) 607-18-54 (отдел делопроизводства).
Писать жалобу в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ можно, если заявитель исчерпал все иные методы, но не получил нужного решения.
Жалобу следует направлять Уполномоченному, который защищает права человека в регионе вашего проживания. Срок подачи жалобы не должен превышать год со дня нарушения прав и свобод заявителя. Данный срок не продляется.
В случае обжалования судебного решения, жалоба Уполномоченному подается в сроки, разрешенные УПК или ГПК РФ.
Жалоба в адрес Уполномоченного должна соответствовать общим рекомендациям к составлению подобного рода обращений и содержать копии решений, принятых ранее. В тексте жалобы желательно указать, какое решение хочет получить заявитель и на основании чего.