Если участник государственных закупок считает, что в процессе проведения тендера были нарушены его права, он может обратиться в надзорный орган – Федеральную Антимонопольную службу (ФАС). Порядок подачи жалоб регулируется ФЗ-44 2013 г. «О контрактной системе в области закупок продукции, работ, оказания услуг для обеспечения гос. и муниципальных потребностей» и ФЗ-223 2011 г. «О государственных закупках».

Распространенные нарушения на площадках

Госзакупки проводятся на сервисах, именуемых электронными площадками. Владеют сайтами специальные структуры – операторы. Они обеспечивают проведение закупок на собственной площадке. Список операторов отражен в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р 2018 г.

Большинство участников закупок сталкиваются с такими нарушениями:

  • некорректные положения планов и закупочных документов;
  • незаконные причины отказа по заявкам;
  • незаконные действия в ходе оформления контрактов;
  • неправомерные действия оператора в процессе проведения аккредитации и торгов.

Кто может подавать жалобу

В компетенцию ФАС входит разрешение следующих вопросов:

  • относительно содержания документов и правомерности требований, отраженных в них;
  • относительно действия или бездействия комиссии;
  • относительно действий оператора, включая аккредитацию.

Для первой категории претензии могут подавать любые физ. или юр. лица, вне зависимости от того, входят ли они в число участников торгов или нет. Для второй и третьей категории, обращения принимаются только от субъектов, чьи права были ущемлены, т.е. от участников торгов по отклоненным заявкам, сбоям в работе площадок и т.д.

Сроки подачи жалоб

Если участник тендера выявил недочеты в документах, то подавать жалобу ему нужно до окончания периода размещения заявки. В процессе проведении конкурса писать претензию можно в любое время после публикации тендера, но не позднее 10 суток с момента размещения на сайте протокола рассмотрения заявок.

Неправомерные действия, которые были осуществлены после признания победителя закупки, можно обжаловать на стадии оформления контракта. 30 дней есть у заинтересованных лиц, что оспорить выявленные нарушения со стороны оператора в процессе аккредитации.

Если сроки написания претензий истекли, участник торгов может обратиться с иском в Арбитражный суд.

Как правильно составить жалобу

При подготовке документа обязательно указывается:

  • наименование структуры, куда подается претензия, и ее адрес;
  • наименование лица, который составляет документ с указанием контактов;
  • наименование юр. лица, которое совершило правонарушение в процессе проведения тендера, с указанием его местонахождения;
  • указание на конкретную закупку, если обращение связано с ней;
  • название претензии;
  • перечень действий или бездействий, которые обжалуются заявителем с изложением обстоятельств дела;
  • все бумаги, подтверждающие факты, изложенные в претензии.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой.

В претензии может отражаться информация о нарушениях только по одному тендеру. Если в документе содержатся данные по нескольким закупкам, он возвращается заявителю.

Скачать образец

Скачать образец жалобы в ФАС на электронную площадку

Как подать жалобу

Обращение предоставляется в письменном или в электронном виде, если у заявителя есть электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Документ рассматривается в Центральном аппарате ФАС, если в нем содержится претензия к оператору площадки или в территориальном отделении, если обращение по закупкам в рамках обеспечения гос. или муниципальных потребностей (п. 3.9 — 3.14 регламента ФАС). Вся информация есть на сайте организации.

Такой вариант обращения называется внесудебным способом обжалования. Наличие жалобы в ФАС не является препятствием для обращения в суд по аналогичному поводу.

Рекомендуем почитать: Жалоба на проведение госзакупок

Как рассматриваются обращения

После поступления обращения, ФАС обязан рассмотреть документ в 5-дневный срок. При этом у сотрудников учреждения есть 2 дня для вынесения решения о возврате или принятию к рассмотрению.

Данные о жалобе вместе с содержанием письма размещаются в Единой информационной системе в области закупок (ЕИС). Комиссия назначает дату рассмотрения, о чем сообщается заинтересованным лицам. На заседании может находиться заявитель, представитель оператора и другие лица, имеющие отношение к делу. Нужно быть готовым к предъявлению документов, подтверждающих личность.

Комиссия рассматривает обращение и принимает одно из трех решений:

  • Претензия обоснована, т.е. подтверждается, что в действиях ответчика есть нарушения. Подготавливается предписание об устранении выявленных недостатков.
  • Обращение частично обосновано – решение также готовится в форме предписания.
  • Жалоба не обоснована — комиссия не установила факты нарушений со стороны оператора, т.е. все его действия признаются законными.

После оглашения решения, в течение трех дней подготавливается письменный вариант, который выдается на руки заинтересованным лицам или пересылается в их адрес по почте.

Заключение комиссии считается окончательным, но его можно обжаловать в суде. Срок направления иска – 3 месяца с даты вынесения решения.