Сегодня каждый может найти необходимую информацию, и юридическая подкованность населения растет. Сталкиваясь с вымогательством взяток должностными лицами, граждане должны уметь защищать свои права и интересы. В более развитых странах уровень коррупции ниже – на 2016 год первое место по наименьшей коррумпированности заняла Дания, а последнее Сомали (176 место). Россия находится в этом рейтинге на 131 месте – к сожалению, в нашей стране часто приходится сталкиваться с взяточничеством. Что делать в таком случае, куда обращаться и как составить жалобу – рассмотрим в этом материале.
Что такое коррупционные действия
Согласно закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – закон №273-ФЗ), коррупционными являются следующие действия:
- использование служебного положения в целях получения личной выгоды должностным лицом;
- совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.
К личным выгодам относится получение денег и других материальных ценностей, а также имущественных прав и других услуг. Получение выгоды родственниками должностного лица тоже является взяткой.
Дача взятки и предложение взятки тоже квалифицируются как преступление. За это предусмотрена уголовная (ст. 290-291 УК РФ) либо административная (ст.19.28 КоАП РФ) ответственность.
Право на обжалование действий уполномоченных лиц
Положение ст. 45 Конституции РФ гласит, что человек может защищать свои права и свободы любым законным способом. Когда уполномоченное лицо вынуждает дать взятку, права гражданина нарушаются.
Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N59-ФЗ от 02.05.2006 (далее – закон №59-ФЗ) закреплено право каждого человека обратится в государственные органы с заявлением на нарушение его законных интересов (ст. 4).
После подачи жалобы в соответствующий орган заявитель имеет право (ст.5):
- предоставлять дополнительные материалы (в том числе в цифровом виде);
- забирать данные материалы;
- знакомиться с ходом рассмотрения заявление и с документами по этому делу;
- подать заявление о прекращении рассмотрения.
Правила составления жалобы
Заявление о факте вымогательства взятки составляется по правилам, указанным в ст. 7 закона №59-ФЗ. Обязательными элементами являются:
- указание органа либо лица, куда направляется обращение.
- при направлении должностному лицу можно указать как его ФИО, так и должность;
- данные самого заявителя: ФИО, дата составления, личная подпись;
- электронный либо почтовый адрес, по которому будет направлен ответ;
- доказательства своего сообщения, если они есть.
При написании документа надо руководствоваться общими правилами делового этикета, по которым составляются официальные обращения. Это сдержанный стиль, лаконичность и последовательность изложения материала.
Структура документа
Жалоба на коррупционера пишется в свободной форме, но должна иметь определенную логику и структуру. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, мы советуем соблюдать их, чтобы получить ответ на обращение.
- Должно быть указано конкретное лицо (ФИО), которое склоняло к даче взятки, и его должность.
- Расскажите ситуацию в хронологическом порядке. Укажите даты, когда произошло (длилось) это событие.
- Подкрепите свои слова доказательствами. Это могут быть фотографии, аудио- и видеозаписи, копии документов.
- В конце обращения укажите свои требования. Например: провести уголовное расследование по факту коррупции; уволить данное лицо со службы; восстановить ущемленные права заявителя.
В каких случаях заявление не будет рассмотрено
В законе №59-ФЗ перечислены случаи, когда обращение могут не принять к рассмотрению (ст. 11). К ним относятся:
- Анонимность (обязательно указывать ФИО).
- Невозможность прочтения текста (почерк, шрифт или иные причины) – в этих случаях письмо возвращается отправителю с пометкой о нерассмотрении , если его адрес указан разборчиво.
- Оскорбления, нецензурные выражения, угрозы в адрес получателя либо других лиц также являются поводом для оставления письма без ответа.
- Если из текста письма невозможно понять суть обращения.
- Если на данную жалобу заявителю уже был дан ответ тем же органом, куда жалоба направлена вновь. Исключение – если появились новые обстоятельства или доказательства.
Чтобы обращение рассмотрели, необходимо придерживаться правил, описанных выше.
Куда направлять жалобу
Сообщения о коррупционных действиях можно сообщить в следующие органы:
- отделение МВД: заявки о коррупционных преступлениях там принимаются круглосуточно;
- региональное или центральное отделение Прокуратуры;
- Управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
- Управление собственной безопасности МВД;
- Комитет по борьбе с коррупцией;
- Суд.
Если факт коррупции касается первых лиц – губернатора области, руководителя какой-либо государственной службы, начальника управления полиции, то надо обращаться в центральные отделения указанных выше инстанций. В остальных случаях имеет смысл обращаться в региональные отделения.
Как рассматривается заявление
Жалоба на коррупционные действия рассматривается в порядке, указанном в ст. 8-10 закона №59-ФЗ. В течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано, затем оно принимается к рассмотрению. Если органы, куда поступило заявление, не имеют полномочий решать данные вопросы, оно передается в компетентные органы в течение 7 дней. Также в течение 7 дней должны быть переданы материалы в соответствующие инстанции, если жалоба подлежит совместному рассмотрению несколькими службами. Но пересылать материалы в службу, действия которой обжалуются, запрещено. Уполномоченные органы обязаны рассматривать обращение, обеспечить выездную проверку в случае необходимости, а также могут сотрудничать с гражданином-заявителем. Если информации для полной проверки недостаточно, проверяющие имеют право запросить дополнительные материалы у государственных служб либо должностных лиц, которые обязаны ответить на запрос в течение 15 дней.
Сроки рассмотрения
Жалоба, направленная в письменном виде (в том числе по электронной почте), рассматривается в течение 30 дней (п.1. ст.13 закона №59-ФЗ). Если этого времени недостаточно, в исключительных случаях уполномоченные органы могут продлить срок еще на 30 дней, обязательно уведомив об этом заявителя.
Ответ на жалобу
Инстанция, в которую поступило сообщение о коррупции, обязана направить гражданину ответ с результатами рассмотрения. В нем должен содержаться ответ по существу запроса – из документа должно быть понятно, был ли выявлен состав преступления в действиях лица и т.д. Ответ подписывается руководителем органа или другим уполномоченным лицом. Направляется документ по указанным данным – по электронной почте либо на почтовый адрес.
Сайты, куда можно сообщить о коррупции
Сегодня есть множество ресурсов, куда можно сообщить о вымогательстве взяток. На них есть специальные формы обращения, где нужно заполнить все поля. Принцип заполнения аналогичен описанному ранее. Контактные данные лучше оставлять достоверные, потому что все сведения будут проверяться. Жаловаться на действия уполномоченных лиц можно на следующих сайтах:
- letters.kremlin.ru/letters/corruptio – это официальный сайт управления Президента по работе с обращениями граждан.
- www.com-cor.ru/soobshchit-o-fakte-korruptsii/ – это Комитет по борьбе с коррупцией.
- pasmi.ru/contact – информационный ресурс, по указанной вам информации будет проведено журналистское расследование. В приоритете дела о высокопоставленных чиновниках с доказательной базой. На самом сайте написано, что по каждому обращению проводить расследование сотрудники не могут.
Телефоны и адреса
Не обязательно составлять жалобу в письменном виде. Можно сообщить о коррупционных действиях по телефону – это будет быстрее. Чтобы передать сообщение в полицию, надо найти на региональном сайте МВД телефон горячей линии.
Телефоны официальных общественных организаций, по которым принимают информацию о подобных правонарушениях:
- Общественная палата РФ: 8-800-700-8-800;
- Общественный антикоррупционный комитет: +7(495) 692-07-01, +7(495) 517-53-15;
- Национальный антикоррупционный комитет: +7 (495) 915-50-67;
- Центр противодействия коррупции в органах государственной власти: +7(495) 624-39-97, +7(495) 624-39-07, адрес: г. Москва, Лучников переулок, д.2;
- Комитет по борьбе с коррупцией: +7(495) 933-76-07, +7(495) 978-64-86;
Также можно жаловаться в Центральное отделение Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – тел +7 (495) 667 20 20. Если ваше сообщение касается лица, который занимает не очень высокий пост, лучше обратиться в региональное отделение управления.
Если отказываются рассмотреть
В случае, когда действия должностного лица были обжалованы безрезультатно, или если ответ не удовлетворяет заявителя, он может обратиться в суд для восстановления своих прав. Такой порядок предусмотрен п.4 ст.5 и п.7 ст.8 закона № 59-ФЗ.
Сроки обращения в суд:
- 3 месяца с даты, когда состоялся факт нарушения прав (или когда гражданин узнал об этом);
- 1 месяц со дня, когда заявитель получил отказ по своему обращению или с момента истечения срока рассмотрения (30 дней).
Обжалование действий лиц, занимающих должности в государственных органах, производится в порядке, закрепленном в гл. 22 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее – КАС РФ). Иск составляется согласно указаниям в ст.220. заявитель может в этом же исковом заявлении потребовать взыскания убытков и компенсацию морального вреда.
Жалоба на сотрудника полиции
К сожалению, нередко граждане сталкиваются со взяточничеством именно при обращении в правоохранительные органы, которые должны бороться с подобными правонарушениями. Что делать, если сотрудник полиции просит дать взятку или оказывает давление?
В таком случае можно действовать в нескольких направлениях.
- Можно обратиться к начальнику отделения, где служит полицейский, нарушивший права заявителя. Но этот способ не всегда результативен – начальник может «покрывать» недобросовестного сотрудника.
- В МВД есть отдел, работа которого направлена на контроль внутреннего правопорядка – Управление собственной безопасности. По факту коррупции в УСБ можно обратиться круглосуточно, позвонив по телефонам: 8 (495) 667-74-47 и 8-800-250-02-35, или можно направить жалобу в отделение УСБ вашего региона по адресу, указанному на сайте МВД.
- Также можно обратиться в прокуратуру. Это надзорный орган, который не связан с МВД, не зависим от него и ответственно относится к подобным проверкам. Письменное заявление на действия полицейского можно оставить на официальном сайте ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
Образец жалобы в прокуратуру на действия сотрудника полиции можно скачать здесь.
- По факту коррупции также можно обратиться в Управление Следственного комитета (СКР). Письменный запрос можно подать также через интернет-приемную sledcom.ru/reception.
Жалоба на действия судьи
Гражданин при обращении в судебные органы может столкнуться с коррупцией со стороны судьи. Согласно закону РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексу судейской этики, судья не имеет право получать вознаграждения от граждан и юридических лиц. Действия судьи, нарушающие эти нормативные акты, являются дисциплинарным проступком, который можно обжаловать.
Образец обжалования действий судьи.
Куда обращаться
Жаловаться на судью можно только в определенные инстанции:
- Высшая квалификационная коллегия судей. Контакты можно узнать на сайте: www.vkks.ru , тел. +7 495 609‑55-12;
- Совет судей Российской Федерации, адрес сайта ssrf.ru, Тел. +7 (495) 609‑55-01;
- Председатель суда, где работает судья-коррупционер.
Законодательная база
При обжаловании коррупционных действий следует опираться на следующие законодательные акты:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ;
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ;
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».