Решение арбитражного суда может не удовлетворить по разным причинам: субъективность судьи, отказ в проведении экспертизы или отсутствие времени на основательный сбор доказательств.

Гражданин имеет право обжаловать решение суда первой инстанции. Расскажем, куда обращаться и как составлять жалобу.

Как жаловаться?

Подаваемые в суды апелляции рассматривают в определенном порядке, поэтому заявителю нужно подготовить аргументы, правильно составить апелляцию и предоставить документы. Облегчает задачу обращение к профессиональному юристу.

Сроки подачи жалобы

Обжаловать полученное решение можно на протяжении месяца. Как только этот срок истечет, решение вступает в законную силу.

Некоторые дела обжалуют в меньший срок, например, по процессам о банкротстве или о привлечении к административной ответственности. На них дается 10 дней.

Если гражданин хочет обратиться в апелляционный суд спустя месяц, то спасти ситуацию может ходатайство. Там указывают уважительные причины, почему заявитель не смог обратиться в суд в положенный срок (например, болел, ухаживал за больным, или суд первой инстанции нарушил сроки предоставления решения и т.п.). Отпуск и командировка не в счёт.

Если в ходатайстве отказали, значит, нужно обращаться в кассационную инстанцию. В этом случае процесс подачи жалобы меняется, и гражданин сразу идет в кассационный суд, минуя апелляционный.

Этапы подачи жалобы

Гражданин может пройти три ступени, чтобы изменить решение суда первой инстанции.

Апелляция

При апелляции предъявлять новые требования не допускается, поскольку это не возобновление судебного процесса. Необходимо обозначить причины, по которым судья сделал неверные выводы, что сказалось на принятии итогового решения.

Причинами обращения могут быть:

  • неправильное определение ситуации или обстоятельств дела;
  • некорректное толкование норм законодательства;
  • несоответствие выводов приобщенным доказательствам и т.п.
Можно попытаться приобщить новые доказательства в случае, если суд не принял их по необъективным причинам.

С апелляцией обращаются в суд первой инстанции, т.е. тот, который и вынес судебное решение. В нашем случае это арбитражный суд, который затем передает дело в апелляционный арбитражный суд.

Размер госпошлины фиксированный — 150 рублей.

Апелляция состоит из четырех частей:

  1. Шапка, в которой указывают наименование судебного органа, контактную информацию об участниках процесса.
  2. Основная (описательная) часть, в которой необходимо разъяснить требования и указать, почему подается жалоба. Чтобы увеличить шансы на рассмотрение дела, лучше ссылаться на законы и правовые акты.
  3. Притязания — гражданин просит отменить решение частично или полностью.
  4. Заключительная часть, в которой содержится перечень прилагаемых документов, проставлена дата и подпись заявителя.

Скачать Образец апелляционной жалобы в арбитражный суд

Апелляцию можно подать:

  • лично — прийти в канцелярию арбитражного суда;
  • обычной почтой — полный адрес можно посмотреть на сайте «Федеральные арбитражные суды» http://www.arbitr.ru/;
  • онлайн через систему «Мой арбитр» — https://my.arbitr.ru/ (требуется регистрация через Госуслуги).
Подавать жалобу можно не только на судебное решение, но и на определение суда. А и жаловаться могут не только стороны, участвовавшие в процессе (истец, ответчик или третье лицо), но и те, кто не участвовал, но были затронуты их права и обязанности.

Апелляцию рассматривают в течение двух месяцев. Победой считается частичная или полная отмена первоначального судебного решения.

Кассация

Кассация предусматривает обжалование решений первой и второй инстанции, которые уже вступили в силу. Поэтому сюда обращаются только после рассмотрения апелляции или когда гражданин пропустил сроки подачи апелляционной жалобы.

Кассационный суд проверяет законность принятого решения, если были допущены грубые ошибки при использовании правовых норм. Заново рассматривать доказательства не будут.

Срок подачи кассационной жалобы — 2 месяца с момента вступления судебного решения в силу. Если гражданин пропустил срок, то подает ходатайство в арбитражный суд кассационной инстанции и указывает причины, почему так получилось.

В кассационной жалобе содержится информация:

  • данные суда и заявителя;
  • суть претензий;
  • требования стороны;
  • приложение.

Скачать Образец кассационной жалобы в арбитражный суд

Заявление можно подать одним из способов:

  • принести лично в канцелярию суда первой инстанции;
  • отправить почтой по адресу;
  • воспользоваться онлайн-формой на сайте «Мой арбитр» — https://my.arbitr.ru/.

Госпошлина кассационной жалобы обойдется в 150 рублей.

При подаче жалобы важны все детали: ее могут оставить без внимания, например, если не приложена квитанция об уплате госпошлины или в тексте не указано наименование суда, который принимал решение.

Надзор

Последняя инстанция — Верховный суд РФ, в котором проверяют законность решений арбитражного, апелляционного и кассационного судов.

Подать жалобу можно в течение 3 месяцев после вступления судебного решения. Пропущенный срок можно оправдать, если указать уважительные причины.

В надзорной жалобе прописывают:

  • наименование суда надзорной инстанции (Президиум ВС РФ);
  • сведения о заявителе и других участниках процесса;
  • информацию о предыдущих этапах обжалования и принятых решениях;
  • основания для подачи надзорной жалобы;
  • требования к суду;
  • дату и подпись.

Скачать Образец надзорной жалобы в Верховный суд

Размер госпошлины — 300 рублей.

Гражданин подает заявление одним из способов:

  • приносит лично;
  • отправляет заказным письмом с уведомлением;
  • пишет в электронном формате на сайте Верховного суда РФ — https://www.vsrf.ru/ (авторизация через Госуслуги).
Чтобы понять, как составить обращение на любом этапе и не упустить важные детали, обратитесь к юристам нашего портала.

Какие ошибки допускают в апелляционном процессе?

Формулировка доводов в общих фразах

Конкретика, особенно в судебных процессах, помогает выиграть спор. Опираться нужно на материалы из дела или определенные доказательства.

Характер доводов также играет роль: есть разница между неверно применимыми нормами законодательства или отсутствием мантии на судье. Второй аргумент менее серьезный.

Пассивность

Показать, что заявитель против принятого решения суда — не совсем верная задача. Апелляционная жалоба позволяет закрыть пробелы в доказательной базе, поэтому нужно действовать. Правда, аргументы принимают только в двух случаях:

  • если суд первой инстанции их отклонил;
  • если их не смогли предоставить по уважительной причине.

Чтобы представить доказательства, необходимо подавать ходатайства. Но если постараться, это может повлиять на итоговое решение апелляционного суда.

Пример: компания А обратилась в суд с заявлением о неосновательном обогащении: компания Б якобы присвоила ее денежные средства. Истец выиграл заседание, т.к. ответчик не представил доказательства.

Однако в апелляционном арбитражном суде компания Б аргументировала перечисление денег, представив акты сдачи-приемки услуг и заключенные договоры. Доказательства подтвердили наличие обязательств между сторонами. Решение было отменено.

Какие ошибки допускают в кассационном процессе?

Позднее предоставление документов

Если другие суды принимают письменные объяснения или дополнения прямо на заседании, то кассационные подобное практикуют редко. Даже поступившие лишь накануне бумаги могут отклонить и не приобщать к делу.

Несоответствие доводов задачам кассационного суда

Заявители часто просят пересмотреть дело с учетом новых доказательств, но кассационное производство этим не занимается. В задачах кассации проверить, не нарушили ли нормы права и правильно ли их применили арбитражный и апелляционный суды.

Можно умело вписать аргументы как подтверждение ошибок суда, а если просить отмены решения, то нужны «крепкие» основания.

Примеры из судебной практики

Ключевой момент в апелляции и кассации — представление обоснованных доказательств. Из-за этого возникают споры: апелляционный суд должен установить законность суда первой инстанции, но без принятия аргументов не сможет принять справедливое решение.

Пример 1. Из «Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2017 №№ Ф09-12328/2016, А60-18062/2016».

Общество «ТСМК» направило кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Свердловской области.

В качестве аргументов заявитель (ответчик по делу в суде первой инстанции) указал, что:

  • истец подавал иск в суд первой инстанции, когда еще не истек срок рассмотрения претензии ответчиком;
  • истец не отправил копию договора уступки права требования, т.е. не уведомил вторую сторону.

Кассационный суд опроверг доводы: арбитражный суд вынес резолютивную часть решения уже после истечения периода ответа на претензию, а в поведении ответчика не было усмотрено намерения решить возникший спор в досудебном порядке.

В итоге, кассационную жалобу суд не удовлетворил.

Пример 2. Из «Постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2012 по делу № А65-12823/2011».

Ответчик подал кассационную жалобу, поскольку суд первой инстанции не принял ходатайство о назначении судебной экспертизы, чтобы определить действительную стоимость доли истца в уставном капитале компании.

Однако суд отказал принять ходатайство, ссылаясь на отсутствие предоставленного расчета и аргументов, почему необходимо провести данную экспертизу. Апелляционный арбитражный суд принятое решение не изменил.

В кассации ответчик привел аргументы:

  • суды неверно установили срок выплаты стоимости доли истца;
  • ошибочно использованы нормы процессуального права, т.е. иск не должны были принимать и рассматривать;
  • суд первой инстанции не вынес определение, касающееся экспертизы, и не рассмотрел ее в качестве доказательства.

Доказательства были приняты, и решение арбитражного суда отменили, а дело направили на новое рассмотрение.

Пример 3. Из «Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по делу № А33-1980/2017».

Компания «СтройКом» обратилась в апелляционный суд и привела доказательства, почему необходимо принять новый судебный акт:

  • не была проведена экспертиза;
  • сроки действия контрактов истекли;
  • строительство было закончено.

Суд опроверг приведенные аргументы, назвав необоснованными требования, а также указал на то, что досудебная претензия, которую направляли компании «СтройКом», не была удовлетворена.

Апелляционную жалобу оставили без изменений.

Видео: Как подать иск в арбитражный суд